Телефону на уроке: быть или нет?

В Госдуме решили исключить из законопроекта об использовании гаджетов в школах указание о том, что мобильные телефоны можно использовать на уроках в образовательных целях. Если поправки одобрят, применять можно будет только школьные планшеты и компьютеры.

Большинство и родителей, и учителей высказались за полный запрет использования личных гаджетов на уроках. Здесь принципиально важно понимать: электронные устройства, которые предоставляет детям школа для получения качественного образования, и личные гаджеты – это разные вещи. Если первое – это аналог дополнительного образовательного источника, продиктованный временем, то личные мобильные гаджеты просто отвлекают ребенка от урока, и, соответственно, снижают качество полученных знаний.

Ни для кого не секрет, что, начиная, наверное, с пеленок, родители разрешают пользоваться мобильными телефонами детям в качестве развлекающего или отвлекающего объекта. К 7 годам у детей формируется устойчивая зависимость к этому гаджету, при лишении которого некоторые дети даже страдают. То есть здесь мы уже наблюдаем психическую и эмоциональную зависимость. В подростковом возрасте проблема усугубляется, и иногда запрет на использование телефона приводит ребенка к суицидальным мыслям, о чем не раз сообщалось в российских СМИ. Если это не повод задуматься над такой проблемой, то что должно произойти, чтобы вопрос этот был обсуждаем в обществе и правительстве?

У инициативы запрета использования личных гаджетов есть как сторонники, так и ярые противники.

Под запрет ни в коем случае не попадут информационные ресурсы и электронные устройства, которые используются школами. Более того, процесс информатизации образования продолжается.

В Минпросвещения подтверждают: на федеральном уровне реализуются программы по внедрению современных технических и материальных средств в школах.

Так, в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» создаются условия для поэтапного внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды. По итогам 2022 года поставлено более 650 тыс. единиц различного оборудования, включая ноутбуки, многофункциональные устройства, интерактивные панели, проекторы и др. Еще 2736 школ будут оборудованы в 2023 году.

Отмечается также, что особое внимание уделяется подготовке учителей по работе с новыми цифровыми сервисами – проводятся курсы повышения квалификации, работают службы поддержки пользователей.

Но некоторые эксперты считают, что запрет средств связи в учебных учреждениях «неизбежно усилит разрыв между школой и детьми». Дело здесь не в оснащении школ, оно постепенно улучшается, хотя до обеспечения каждого ребенка планшетом еще достаточно далеко. Вопрос в смыслах. Чем школьный планшет лучше? У него другой интернет? Нет. Там запрещены часть сайтов? Да. Это всё равно вопрос профессионализма учителя и договоренностей школы и родителей – школьного уклада. Искусственно внедрить такую договоренность отдельным законом невозможно. А естественным путем – наше общество пока не может решить эту проблему, не доросло.

Ученые считают, что для обучения гаджеты нужны и необходимы, но для досуга должны быть ограничены. Эту проблему решит использование в образовательном процессе исключительно школьной техники. При этом и «средства связи», и «прочие личные электронные устройства» остаются либо дома, либо в портфеле школьника в отключенном состоянии. Для экстренной связи, как многие считают, в стенах школы есть телефон охраны и классного руководителя.

При этом следует признать, что запрет мобильных устройств в школе не избавит детей от «гаджетозависимости» – дети восполнят пробел «за периметром». Более того, и информационная грамотность сейчас связана именно с гаджетами. Поэтому, школьное образование должно следовать за прогрессом, развивая уже имеющиеся достижения: электронные учебные пособия, ресурсы единых образовательных платформ (МЭШ, РЭШ) и других и т.д.

Так как телефоны и гаджеты – неотъемлемая часть современной жизни, современного образования и современного ребенка, то «любые искусственные изъятия их из естественных процессов всегда чреваты».

Многие образовательные моменты завязаны на гаджетах. Там может храниться огромное количество информации, которая заменяет тяжелые учебники и т.д. Другое дело, что должна быть четкая инструкция: где, когда и как электронное устройство можно применять. Еще один момент: как бы это не парадоксально звучало, но телефон – это еще и безопасность. Если бы дети не сняли на видео момент, где учитель бьет ребенка, об этом бы просто никто не узнал.

Однозначного ответа на вопрос, нужны ли телефоны в школе, пока нет. В конце концов, можно не торопиться и провести еще одну широкую дискуссию, а не принимать необдуманный запрет.

М.АВРУМОВ