Гамзатов или Пушкин?

Это, конечно же, два талантливых поэта, которые сыграли каждый свою роль в истории нашей страны. И никому бы, наверное, в голову не пришло сравнивать их по разным критериям. Для дагестанского сердца Гамзатов более близок, потому что говорит о вещах, которые наиболее понятны жителю этого региона, хотя и большинство произведений посвящено общечеловеческим ценностям, близким практически каждому человеку, живущему на земле. Мы Пушкиным восхищаемся и глубоко почитаем, однако Расул Гамзатов всё-таки свой, из нас, поэтому нет-нет, а чувство гордости, согласитесь, от данного факта перекрывает все остальные доводы. Поэтому не должно быть никакого «Или» между ними. И Пушкин, и Гамзатов…

Однако разразился своего рода скандал в отечественном образовании, который является следствием этого пресловутого «Или».

Дело в том, что Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал версию кодификатора ЕГЭ по литературе 2024 года (список произведений, знание которых необходимо для сдачи экзамена), где отсутствуют произведения писателей, которые жили и творили до второй половины XIX века. И среди них такие звёздные величины литературного небосклона, как Грибоедов и Фонвизин, Гоголь и Державин, и даже Пушкин с Лермонтовым.

То есть такие знаковые для русской литературы произведения, как «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души», «Слово о полку Игореве» и гениальная поэзия того периода, остались за бортом.

Список для чтения значительно сокращён, зато эти пробелы заместили иностранной литературой. (Хотя в качестве потерпевших оказались и классики Гёте и Байрон). Конечно, есть много талантливейших зарубежных писателей, с которыми надо знакомиться людям образованным, любящим чтение и размышление над какими-либо жизненными философским проблемами. Однако не в ущерб же отечественной. Ведь с высоких трибун всё больше заявляют о духовных скрепах российского народа. Когда как понимать это «реформирование»? Какой в этом прок, и чем мотивировано такое решение? Пока непонятно.

Единственное объяснение заключается в том, том что выпускникам, сдающим ЕГЭ по литературе, таким образом пытаются несколько облегчить экзамен – убраны все писатели, изучение которых по программе приходится на период до 10 класса.

Зато в список ЕГЭ внесены современные авторы Захар Прилепин, Евгений Гришковец, Виктор Пелевин. Вернулись изгнанные когда-то из школьной программы «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Молодая гвардия» Александра Фадеева. Видимо, каждое время требует своих героев.

Составители ЕГЭ по литературе написали, что «школьник должен сформулировать российскую гражданскую идентичность», проявить «готовность к служению и защите Отечества». Литература должна формировать «патриотизм, идейную убежденность и осознание духовных ценностей российского народа». С этим, конечно же, у Пушкина, Гоголя, Грибоедова и т.д. проблематично. Правда, последний был зверски убит в Персии, находясь на службе у Отечества.

В Рособрнадзоре объясняют, что таким образом абсолютно не ставят своей главной целью предать забвению лучшие произведения, написанные за семь веков русской истории. Чиновники просто пытаются привести в порядок систему обучения, а заодно и облегчить жизнь школьников, которым, вероятно, тяжело читать слишком много книжек.

Дело в том, что изменения кодификаторов ЕГЭ произошли одновременно с изменением Федерального государственного образовательного стандарта. В это же время появилась единая для всей страны образовательная программа, по которой дети будут учиться с 1 сентября 2023 года. Эксперты говорят, что прежний стандарт, который применяли до 2022 года, никуда не годился – там были слишком обобщенные требования к ученикам. В документе значился всего лишь общий список требований по русскому языку и литературе. Теперь список произведений конкретизирован.

Все, конечно же, отчётливо осознают, насколько важна для подрастающего поколения русская классическая литература. Но при этом чиновники подчеркивают, что школьники должны знать и произведения других исторических эпох, а свои знания по предыдущим векам они уже имели возможность продемонстрировать во время сдачи ОГЭ.

Правда, его нужно было сдавать лишь по желанию, так как литература – это необязательная дисциплина.

Некоторые специалисты считают, что теперь школьникам будет куда проще осваивать программу, так как сокращается объем текстов, поэтому можно сосредоточиться на уже имеющихся в списке произведениях.

Однако хотят ли этого сами школьники. Честно говоря, некоторых из них, конечно, не бездельников, эта новость повергла в шок. Они не понимают, как можно обойтись во время сдачи экзамена без А. Пушкина, и считают, что, наоборот, им теперь будет намного сложнее сдавать экзамен, где он будет исключён, а вместо него появятся новые имена, уровень таланта которых несопоставим с «нашим всё». Тем более, что для учеников, которые выбрали литературу в качестве профильного экзамена на ЕГЭ (а это, как правило, будущие филологи и журналисты!) любят читать, и такие объёмы для них – одно удовольствие, а не обременительный груз.

В то же время дагестанцев не может не радовать тот факт, что в рамках IX парламентского форума «Историко-культурное наследие России» председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко заявила, что произведения Расула Гамзатова необходимо включить в общеобразовательную программу российских школ.

«Стихи Расула Гамзатова надо включить в школьную программу по всей России, а не только в Дагестане. Мы не можем не изучать поэзию тех, кого считаем гордостью нашей страны, и выйдем с этим предложением»,- сказала председатель Совфеда.

Матвиенко подчеркнула, что россиянам надо помнить главный завет Гамзатова – сохранять дружбу и единство всех наших братских народов. И в этом смысле, безусловно, произведения нашего прославленного земляка могут сыграть огромную роль, прежде всего в нашей многоконфессиональной и многонациональной стране.

В то же время нельзя всё же не признать, что государство уделяет сейчас огромное внимание сохранению и развитию родных языков, что нельзя не приветствовать. Языки малых народов не должны исчезать по объективным, надо сказать, причинам. Ведь подрастающему поколению наиболее комфортно говорить и писать на языке, на котором они обучаются в школе, в вузе и т.д. То есть в нашем случае русский язык, как язык государствообразующего народа, превалирует в нашей жизни. От этого никуда не деться. Поэтому нужно бережнее относиться к родным языкам и литературе. И эта обязанность должна больше лежать на старших членах семьи. Тем не менее, и правительство старается не упускать данную проблему из виду.

На прошлой неделе в Алании и Карачаево-Черкесской Республике проходил Всероссийский конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2023», который собрал педагогов из семидесяти пяти регионов Российской Федерации.

Дагестан на конкурсе представляет учитель родного языка и литературы Махачкалинской гимназии № 11 Магомед Манапов, который после первого очного тура «Учитель-профессионал», состоявшего из методической мастерской части и открытого урока, по решению экспертного жюри вошёл в топ 15 лучших педагогов.

Кроме того, 45 педагогов стали участниками семинара-практикума для учителей родного языка и литературы, который прошел в Дагестанском институте развития образования.

Обращаясь к собравшимся, руководитель Центра развития общего образования ДИРО Мухаммад Джамалов отметил важность изучения в школе языков народов Дагестана. Он также раскрыл главные аспекты при подготовке учителей родных языков к профессиональным конкурсам, в том числе вопросы преподавания родных языков в образовательных учреждениях.

Спикерами семинара стали учитель Нижне-Кегерской школы Гунибского района, отличник образования РД, призер федерального этапа конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» Рамазан Газимагомедов; учитель Краснопартизанской школы Сергокалинского района, победитель республиканского конкурса «Лучший учитель родного языка-2018» Насибат Гаджиева, учитель Рушульской школы Табасаранского района, призер республиканского конкурса «Лучший учитель родного языка-2023» Лейла Сефербекова.

Выступающие говорили о приемах моделирования и технологии эффективного чтения, а также об инновационности и рефлективности педагогической деятельности учителя родного языка в современной школе.

Очевидно, что система современного образования сейчас стоит на перепутье. Взрослые дяденьки и тётеньки всё экспериментируют, а страдают от этого в первую очередь, конечно же, дети. Ну и учителя, которым постоянно приходится приспосабливаться к новым веяниям.

Когда-то советское образование считалось одним из самых лучших в мире. Кстати, там не наблюдалось постоянных шатаний из стороны в сторону. Может, главный секрет как раз заключался в стабильности?

Карина М.