Запомнился и понравился проект сортировки мусора: барабанный сепаратор отделяет большой мусор от маленького, магнитный отбирает черный металл, воздушный сепаратор отделяет легкий мусор, баллистический отсеивает полимеры и макулатуру и т.д. Не говоря уже производстве топлива из отходов.
Со мной сидел мой бывший коллега по «Новоме делу» Андрей Меламедов, который лет 10 уже на эту тему пишет. На его вопрос о рисках попадания в почву грязых вод убедительно ответили представители экологического оператора и подрядчика. Подробности есть в канале «Молодежка».
Помимо глубокого анализа были и эмоции. В зале присутствовали активисты села Новая Урада, часть жителей которого выступают против строительства полигона. Было видно, что некоторые не особо вникли в проект. Активист села, который задавал вопрос главе республики, не принял ни один аргумент о безопасности. Единственное требование — перенести полигон с этого участка на другой.
А на слова о том, что это рабочие места для жителей села, активист отреагировал не совсем адекватно: «Мы не узбеки или таджики, чтобы копаться в мусоре. И этого завода там не будет», — сказал он и вышел из зала в знак протеста. Как минимум, это неуважительно к узбекам и таджикам.
Вряд ли это мнение всех жителей Новой Урады.
Почему-то человек называет работу на современном заводе «копанием в мусоре». В общем, было много эмоций без конкретики. Даже ели бы я не видел этот проект своими глазами, я склонел был бы больше верить специалистам вроде Меламедова, чем такому общественнику.
Я планировал задать вопрос о том, почему нельзя на месте строительства установить онлайн камеры, как делают некоторые застройщики, это бы позволило контролировать застройщика и люди бы поняли многое. Но на него уже в ходе презентации ответили. Камеры устанавливаются. На Хасавюртовском полигоне уже есть.
Короче говоря, проект хороший и амбициозный, общественность вовлечена и готова контролировать процесс, глава республики сегодня продемонстрировал, что готов обсуждать это с заинтересованными людьми. Будем наблюдать.