Каждый регион России славится своими мастерами в том или ином деле. Среди самородков Дагестана — Шапи Курбанов, заработавший себе славу реставрацией старинных образцов холодного оружия. Консультации Курбанова в большой цене при установлении подлинности предметов. К нему обращаются не только дагестанские и столичные специалисты, но и клиенты из Турции, Израиля и других стран, — рассказывают в своем материале «Вести Подмосковья».
Дагестанец не может не любить оружие. В нем это в крови с детства. Издревле каждый мужчина с малых лет здесь носил оружие. На поясе обязательно висел кинжал, который не снимался даже дома. Дагестанские кинжалы – это не только предметы холодного оружия, но и настоящие произведения искусства. Великолепно изготовленные и красиво украшенные кинжалы давно уже стали синонимом дагестанской культуры и традиций. Эту любовь к оружию тут пронесли через века, а Шапи Курбанов сделал ее своей работой, без которой он не мыслит жизни.
Магомедшапи Курбанович родился в Махачкале в семье потомственных реставраторов. Настоящим мастером был его дед Дауд, приучивший внука работать с клинками, ножнами, старинными ружьями и кремниевыми пистолетами. Он не сомневался в своем жизненном выборе с детства и после школы поступил в художественно-графическое училище имени Джемаля, получив профессию художника.
Уже в 18 лет он выполнял свои первые профессиональные работы по реставрации кавказского оружия. Любовь к нему оказалась взаимной. Оружие тоже полюбило его страсть и сделало себя предметом его коллекционирования.
Первую часть этой огромной на сегодняшний день коллекции тогда составили семейные реликвии, которые ему передали отец и мать. Большую роль в становлении мастера сыграли совместные работа и общение с Эммой Григорьевной Аствацатурян, которая более сорока лет была ведущим сотрудником отдела оружия Государственного Исторического музея в Москве. Она написала такие известные труды, как: «История оружейного и серебряного производства на Кавказе в XIX — начале XX вв.», «Мастера оружейного и серебряного дела Северного Кавказа и Закавказья», «Указатель клейм мастеров оружейного и серебряного дела Северного Кавказа и Закавказья» и другие.
Сейчас Магомедшапи чуть больше 60 лет и он один из самых известных реставраторов и коллекционеров оружия не только в Дагестане, но и в России. В основном он работает с холодным оружием, ставшим синонимом дагестанских культуры и традиций.
Курбанов трудится не один — за годы он собрал сильную команду мастеров и теперь в основном руководит процессом, который идет по его наставлениям.
Ученики Курбанова под его руководством делают особой красоты ножны для клинков, выполненные в дагестанских традициях. Сами клинки делает в основном из дамасской стали его соратник и мастер Абдулла Магомедов.
Параметры для будущего оружия также создает Магомедшапи. Он задает размеры и художественный облик оружия (узоры и орнаменты), которое получается неповторимым и традиционным одновременно. Особо славятся кинжалы его художественной мастерской. Каждый имеет особую форму и дизайн. Это настоящие произведения искусства.
Продолжает Курбанов и реставрацию холодного оружия. Например, мастерски вернул к жизни саблю конца XIX века кубачинских мастеров Тубчиевых, которую тогда заказывал для себя император Николай II.
«Сегодня искусство реставрации это — философия, образ жизни. Любая моя деятельность напрямую или опосредованно связана с историческим кавказским оружием. Так, я веду информационный канал — цикл авторских познавательных программ по истории кавказского оружия. Помимо реставрационных работ, у меня есть студия и мастерская, где я занимаюсь исполнением высококачественных дорогих реплик, эксклюзивных предметов любой сложности по оригинальному эскизу заказчика: кинжалы, сабли, шашки кавказского и азиатского типа, кремниевые ружья и пистолеты», — рассказывает мастер представителю редакции «Вестей Подмосковья» Дмитрию Киселеву, которому посчастливилось встретиться с Шапи во время одной из командировок в Дагестан.
На фото слева направо: Шапи Курбанов и Дмитрий Киселев
Консультации Курбанова в большой цене при установлении подлинности предметов. К нему обращаются не только дагестанские и столичные специалисты, но и клиенты из Турции, Израиля и других стран. И это при том, что официальной экспертизы он не предоставляет в принципе. Клиенты верят ему безоговорочно, потому что слово Курбанова в этом деле — закон. А что касается тех же официальных экспертиз, то нередки случаи, когда они в итоге оказываются ошибочными. Чаще всего эксперты совершают ошибки при определении подлинности предмета, так как этот процесс требует не только теоретических знаний, но и практических навыков и опыта, которые у Магомедшапи как раз есть.
Незаменим он как специалист, способный сформировать с нуля частную коллекцию. Знатоков в этом деле очень мало, а на самом деле такое хобби у многих людей, потому что кавказское оружие всегда ценилось у коллекционеров, бизнесменов и просто состоятельных людей, испытывающих страсть к оружию.
Шапи Курбанов – это настоящий художник, который сочетает традиции старины и современные технологии в своей работе. Его кинжалы стали не только красивыми и уникальными предметами, но и символом дагестанской культуры и наследия.