В России ежегодно производится около 3,8 млрд тонн всех видов отходов. Количество ТБО составляет 63 млн т/год (в среднем 445 кг на человека). Состав ТБО: бумага и картон — 35%, пищевые отходы — 41%, пластмассы — 3%, стекло — 8%, металлы — 4%, текстиль и другое — 9%.
В среднем перерабатывается 10%-15% мусора. Твёрдые бытовые отходы подвергаются переработке только на 3%-4%, промышленные на 35%. В основном мусор свозится на свалки — их в России около 11 тысяч. В них захоронено около 82 млрд т отходов. Каждый день каждый человек (кто-то больше, кто-то меньше) производит от 1 до 4 кг мусора.
Каждый год каждый человек в день покупает минимум 3-4 полиэтиленовых пакета, в год около 740 пакетов. Умножьте эту цифру на 8 млрд. В большинстве стран пакеты не перерабатывают, это слишком затратный процесс, часто пластиковая, пластмассовая тара «летит» на мусорки, свалки и разлагается там в течение нескольких сот лет (100-200 лет).
Пакеты, обычные пакеты, летают у нас везде: вокруг нас на улице, висят на высоковольтных проводах, ими забиты мусорки, когда поднимается ветер — пакеты как парашюты для всякой инфекции с мусорок. В пакеты можно положить все, что угодно. Это одна из самых универсальных вещей для утилизации отходов и транспортировки продуктов, товаров. В нашем современном обществе без пакетов никак. Даже строительный мусор можно положить в большой полиэтиленовый мешок на 30-50 литров. Только есть один нюанс: время разложения полиэтиленовых пакетов по одним данным 200 лет, по другим 800-1000 лет. Однако пакеты — это еще полбеды. Жестяные банки разлагаются 100 лет, алюминиевые 500 лет и при этом выделяется много токсичных веществ, губки для посуды разлагаются 200 лет, памперсы 200-600 лет, а ведь их используют почти все молодые родители.
Что делать с мусором? Ну конечно перерабатывать, превращать в топливо, биотопливо, расширять, создавать производства по переработке мусора, отделять отходы быстро разлагающиеся от медленно разлагающихся. Взамен закрытым полигонам должны прийти новые площадки, новые производства, современные заводы для утилизации ТКО.
И без этого невозможно закрытие полигонов. Есть ли в России мусороперерабатывающие заводы? Да, конечно, и они активно работают. Новокузнецкий мусороперерабатывающий завод – начал свою деятельность в 2008 году. Сначала отходы здесь подлежат сортировке, затем подходящее вторсырье отправляется на переработку, а остальной мусор подлежит захоронению. Курский мусороперерабатывающий завод – здесь открыли сортировочную линию, которая включает в себя сочетание ручного и машинного труда. За один час на линии можно переработать до 25 тонн мусора. Красноярский мусоросортировочный завод – за год перерабатывается до 730 тысяч тонн бытовых отходов. Кое-что сортируется вручную. Отобранное вторсырье отправляется на дальнейшую переработку, остальной мусор утилизируется. Оренбургский мусороперерабатывающий завод – в год способен принять и переработать до 250 тысяч бытовых отходов, а также ртуть и медицинские отходы. Данный завод оборудован перолизной установкой, способной превращать мусор в энергию. В Краснодарском крае построят пять комплексных объектов обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) совокупной мощностью 1,5 млн тонн в год. Инвестиции в проект составят 23 млрд руб., 16,5 млрд руб. из которых готов предоставить Российский экологический оператор. Соответствующее соглашение сегодня на Российском экологическом форуме подписали «РТ-Инвест» и администрация Краснодарского края.
Комплексы появятся в Туапсинском районе — на 350 тонн в год, в Армавире — на 450 тыс. тонн, в городе Верхнее Буу — на 300 тыс. тонн, в Анапе и станице Староминская — по 200 тыс. тонн. Они будут принимать на обработку все 100% входящего потока ТКО и будут включать в себя утилизацию в виде компостирования. В итоге построенные объекты позволят отказаться от строительства новых полигонов. Кроме того, власти Кубани после второго этапа строительства комплексов смогут закрыть и рекультивировать действующие полигоны. Вокруг Москвы расположено несколько мусоросжигательных заводов. В Подмосковье мусорная реформа началась несколько лет назад. К тому времени области удалось закрыть большую часть полигонов твердых бытовых отходов, попросту свалок, куда мусор наваливали горой на протяжении десятков лет.
В регионе было 39 полигонов, и все они находились в крайне плохом состоянии — переполненные и стремительно разрастающиеся в сторону жилой застройки. Ждать, пока мусор победит людей, в области не стали. Утвердили новую стратегию обращения с отходами и приступили к ее реализации. Среди современной инфраструктуры, которую нужно было создавать с нуля, значились 14 мусороперерабатывающих комплексов и четыре завода по термической обработке отходов. Вокруг последних было много споров. У предприятий, которые утилизируют мусор сжиганием, всегда много противников. Но дело в том, что без таких заводов не обойтись. Вся международная практика обращения с отходами строится на принципах экономики замкнутого цикла, при которой отходы раздельно собираются, сортируются и утилизируются либо в новые товары, либо в электроэнергию. А те отходы, которые нельзя вовлечь во вторичный оборот, подвергаются термической переработке. Даже Германия — признанный лидер в вопросах утилизации мусора — превращает во вторсырье только 68 процентов отходов. Потому что некоторые виды пластиков и композитов, использованные гигиенические средства, а также бумага и полимеры, переработанные несколько раз, не поддаются рециклингу. Значит, их нужно либо сжигать, либо захоранивать.
Захоронение отходов европейцы стремятся свести к нулю, поэтому все, что нельзя переработать, в Европе сжигают. В Вене мусоросжигательный завод стоит в центре города, в Париже — на набережной Сены, в Швейцарии — в жилом микрорайоне. Все предприятия построены по швейцарско-японским технологиям Hitachi Zosen Inova и сжигают мусор на колосниковой решетке, превращая продукты горения в электроэнергию. По этой же технологии начали строить заводы и в Подмосковье. Первый завод по переработке отходов открылся и в Петербурге. Точнее, запущена только первая очередь строительства, на 200 тысяч тонн, остальное строится в 2023 году. К 2024 году в России планируется наладить переработку 60% всего объема мусора.