Ездил недавно в горы и решил ради интереса заглянуть в местную школу. Знаете, был впечатлен. Современное учреждение со всей необходимой инфраструктурой, неподалеку новый детсад, здесь же развернули целый спортивный городок. В тему вспомнил, как коллега Мурад Магомедов рассказывал мне о своей поездке в Танзанию.
«…Я, наверное, могу считать себя экспертом по ветхим школам – постоянно делаю сюжеты по ним. Но таких школ я нигде не видел. Небольшое строение с обветшалыми стенами и согнутыми металлическими прутиками в проёмах, окна как таковые отсутствуют. Просто в жутком состоянии всё», – делился Мурад.
У нас в этом плане дела обстоят куда лучше, хотя, конечно, и проблем хватает.
Но мы помним, 2022-й по инициативе руководства республики был объявлен Годом образования и прошёл он как раз под знаком строительства и ремонта школ, детсадов. Внимание властей было направлено на совершенствование образовательного процесса, модернизацию системы в целом.
В целях повышения качества данной отрасли разработаны новые программы дополнительного профобразования, проведены семинары, мастер-классы, круглые столы, курсы повышения квалификации. Для усиления внеурочной работы с учащимися и дополнительного образования детей открыты детский технопарк «Кванториум» и 2 центра «IT-Куб», в сельской местности установлено 11 мини-футбольных полей и 43 воркаут-площадки. Открыт 171 центр «Точка роста», создана инфраструктура цифровой образовательной среды в 145 общеобразовательных организациях.
Можно сказать, Год образования послужил хорошей подготовкой к проведению в Дагестане уже в 2023-м Года педагога и наставника.
По данным Минобрнауки РД, в 2021/22 учебном году в 33 образовательных организациях республики учебный процесс осуществлялся в три смены. При содействии Министерства просвещения России в 2022/23 году были реализованы мероприятия организационно-методического характера (скользящий график обучения, уплотнение классов, переоборудование подсобных и вспомогательных помещений, перевод отдельных предметов в дистанционный режим обучения, использование возможностей сетевого взаимодействия), которые позволили обеспечить обучение в 1 и 2 смены.
Вместе с тем учетом демографических показателей в регионе за последнее десятилетие и существующей образовательной инфраструктуры ключевой проблемой развития системы общего образования остается перегруженность школ, что приводит к риску возникновения трехсменки. Применение иных методов организационно-методического характера при ликвидации третьей смены носит временный характер. Оптимальным решением вопроса остается строительство новых школ либо осуществление блок-пристроек к существующим, подчеркивают в профильном ведомстве.
Соответствующая работа ведется.
Так, на модернизацию дагестанских школ в текущем году потратят 3,6 млрд рублей. Капитально отремонтируют 141 здание 139 школ.
Общая готовность составляет объектов – более 80 %, заявил курирующий вице-премьер Муслим Телякавов, докладывая недавно Главе РД Сергею Меликову о ходе ремонтных работ.
15 зданиям школ в 8 муниципальных образованиях работы закончены либо находятся на стадии завершения;
по 95 зданиям 31 муниципалитета готовность – от 70 до 97 %;
по 29 зданиям 15 муниципалитетов – от 50 до 70 %;
по 2 объектам в 2 МО имеет место отставание от графика (менее 50 %). Это средняя общеобразовательная школа № 42 в Махачкале и гимназия в Карабудахкентском районе.
Комментируя ситуацию, Меликов поручил держать на контроле эффективность расходования бюджетных средств, выделенных на капремонт.
Новая школа откроет свои двери 1 сентября в микрорайоне «Ипподром» в Махачкале. Ее назовут в честь погибшего военнослужащего Алексея Суханова. Работы по строительству объекта на 1224 ученических места практически завершены. Школа возведена в рамках нацпроекта «Образование», на строительство было выделено более 1,3 млрд руб. На ее территории предусмотрено 2 спортзала, пищеблок на 470 мест, концертный зал на 740 мест, 2 бассейна. Еще одна школа откроется в пригородном поселке Семендер.
В Буйнакске также ведутся масштабные ремонтные работы. В школе № 5 обновлены дверные проемы и завезены новые двери для последующей установки. Проведен ремонт в классных кабинетах и коридорах. Вместе с родителями руководство образовательного учреждения согласовало подбор цветов для покраски стен. В гимназии объем выполненных работ близится к 90 %.
А в селении Эрпели Буйнакского района совсем скоро откроется новый детсад на 120 мест. Окна и двери установлены, приобретены мебель и необходимое оборудование. Неподалеку, в Атланауле, предстанет в новом облике детская школа искусств (региональный проект «Культурная среда», нацпроект «Культура»). Учреждение дополнительного образования посещают 190 детей. Из них 44 обучаются на музыкальном отделении – учатся играть на фортепиано, баяне и агач-кумузе. Демонтированы кровля и полы, очищены от старой штукатурки стены и вывезен строительный мусор. Сейчас в процессе внутренняя отделка, укрепление стен, проведение электрических кабелей и коммуникаций. Подрядчик заверяет, что капремонт будет завершен до конца августа. Помимо групповых помещений и спален здесь имеются столовая, медицинский кабинет, комната для развивающих занятий, пищеблок, физкультурный и музыкальный зал.
Школу на 250 мест достроят к сентябрю в селе Ново-Аргвани Гумбетовского района. В ней будет спортзал, площадки для спортивных игр, актовый зал и интернат ночного пребывания на 50 мест. На строительство предусмотрено свыше 270 млн рублей.
В год 100-летия со дня рождения народного поэта Дагестана Расула Гамзатова в селе Арани Хунзахского района завершают строительство новой школы на 318 мест. Внутренние помещения и фасад оформлены в специальной символике, подготовленной к юбилею поэта. Плюс на каждом этаже развернуты музеи и зоны, посвященные определенной тематике: памяти героев различных войн и СВО, городам-героям России, известным писателям страны, народным промыслам Дагестана, туристическим локациям и т. д.
Во дворе школы будет открыт барельеф Расула Гамзатова. Общая проектная стоимость объекта 622 млн рублей.
В гимназиях № 1, № 5 и СОШ № 7 Кизилюрта тоже активными темпами идет капитальный ремонт. На данный момент все три учреждения находятся примерно на одинаковой стадии готовности: везде заменена крыша, завершают облицовку фасада, обновлены системы коммуникаций и приступили к оформлению кабинетов и
рекреаций.