В РФ стартовал федеральный проект «Профессионалитет». Он должен сделать обучение в средних специальных учреждениях образования ближе к нуждам работодателей, в том числе за счет новых программ.
Это одна из стратегических инициатив правительства России по развитию страны до 2030 года, идея вынашивалась в недрах Министерства просвещения. С лета 2022-го началась активная фаза внедрения. 1 сентября на учебу в рамках профессионалитета в средние специальные учебные заведения пошли первые студенты: 150 тысяч учащихся 70 кластеров (центров на базе колледжей и техникумов, в которых по-новому сотрудничают компании и образовательные учреждения). Пока реализуется в порядке эксперимента, но в перспективе в проекте смогут участвовать до половины всех учебных заведений системы среднего профессионального образования (в России их больше 3,5 тысячи). В 2023 году кластеров уже 150, в проекте участвует 600 колледжей и 400 компаний.
Задачи и цели федерального проекта
«Перезагрузить» систему среднего профессионального образования. Создать принципиально новую, отраслевую, модель подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики. Сделать обучение таким, чтобы для трудоустройства не требовалась переподготовка, увеличить процент тех, кто сразу находит себе работу, организовать массовый выпуск кадров по востребованным специальностям в сокращенные сроки. Привлечь к инвестированию в колледжи работодателей, стимулировать их внедрять в обучение свои технологии и компетенции. Оснастить колледжи и техникумы по последнему слову техники. Разработать и принять новые современные образовательные стандарты.
Кому нужна программа
Внедрение проекта поможет решить целый комплекс задач:
– в правительстве считают, что благодаря программе Россия сможет быстрее осуществить технологический прорыв и импортозамещение;
– региональные власти надеются на сокращение оттока кадров;
– предприниматели рассчитывают, что проект поможет решить проблему дефицита кадров;
– колледжи и техникумы получат новое оборудование и ресурсы (в том числе финансирование от компаний и властей) для модернизации образовательного процесса, педагоги проходят переобучение;
– студенты надеются побыстрее получить востребованную специальность – за счет сокращенного срока обучения, интенсивной программы, акцента на практические навыки и тесного взаимодействия с потенциальным работодателем.
Специальности и направления
Сейчас в рамках проекта можно пройти подготовку для работы на предприятиях более десятка отраслей. Это и сектор информационных технологий, и топливно-энергетический комплекс, и атомная промышленность.
Разработано более 130 новых и актуализированных образовательных стандартов, среди них такие, которых в российской сист
еме прежде не было, например, «Интеллектуальные интегрированные системы», «Биотехнология пищевой промышленности», «Организация воздушных перевозок и авиационных работ».
Преимущества и недостатки
Если эксперимент будет развиваться так, как задумано, то к преимуществам можно будет отнести развитие системы среднего профессионального образование в сторону адекватного удовлетворения потребностей рынка труда. Проще говоря, студент (взрослые тоже смогут получать новые специальности в рамках проекта) сразу после колледжа сможет идти работать по специальности. Кроме того, новые стандарты позволят готовить кадры гораздо быстрее, чем раньше. Система будет оперативнее реагировать на изменение требований со стороны работодателей, а значит станет эффективнее.
Скептики же считают, что в результате может пострадать качество общего образования, снизится профессиональная мобильность выпускников, уменьшатся возможности карьерного роста. И задаются вопросом: если выпускник колледжа все же захочет дальше пойти в вуз, потянет ли участник профессионалитета высшее образование?
Сторонники эксперимента заверяют, что уменьшения объема знаний не произойдет, более того, студент сможет получить не одну, а сразу несколько квалификаций, обучаясь по одной специальности. Но будет ли выпускник конкурентоспособен на рынке труда вне рамок конкретного предприятия, под нужды которого его обучают?
Важный нюанс заключается в том, что ряд сфер не будет затронут проектом, например, медицина, творческие специальности, сфера безопасности. Получается, что для атомной промышленности можно готовить кадры по ускоренным программам, а для здравоохранения нельзя. Выходит, что где-то этот подход работает, а где-то нет, несмотря на все свои достоинства.
Особенности обучения
Их по большому счету две: срок и акцент на практику. Обычно в колледжах и техникумах учатся 4-5 лет. В рамках эксперимента по новым стандартам срок сократится до 2-3 лет. А практика на производстве начнется практически сразу, ее будет гораздо больше, и она будет оформляться трудовым договором, а значит, студент сможет в процессе обучения работать и получать за это деньги.
Взаимоотношения ссузов с будущими работодателями
От работодателей в новой модели ждут очень многого. Во-первых, участия в разработке образовательных стандартов. Во-вторых, помощи в их внедрении: установки тренажеров и оборудования, как на реальном производстве, оснащения мастерских и лабораторий, выделения персонала для работы со студентами, создания ученических рабочих мест, обучения педагогов, наконец, просто вложения денег в модернизацию колледжей. Взамен компании должны решить кадровую проблему, а также получить возможность участвовать в управлении образовательным учреждением. Но позволит ли новая модель предприятиям избавиться от расходов на собственные учебные центры – пока вопрос.
Как стать участником проекта
Образовательные учреждения для этого проходят конкурсный отбор.
Для студентов же ничего не меняется: процедура такая же, как при обычном поступлении в колледж или техникум. В новой модели сохраняется и платное обучение, и возможность образовательного учреждения проводить свои вступительные испытания, и целевое обучение.
Ограничения
Пока проект носит ограниченный характер. Финансирование не сказать чтобы очень масштабное: пока запланировано выделение 10 миллиардов рублей в год.
Мнения экспертов
Первый заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов: «Эта программа позволяет студентам получать трудоустройство без переподготовки, изначально учиться под задачи производства и получать ту самую реализацию, о которой мы много говорим».
Министр просвещения России Сергей Кравцов: «Профессионалитет – это уникальная возможность для бизнеса и предприятий войти в систему образования, в колледжи. Отраслевые специалисты должны сами участвовать в подготовке кадров. Мы готовы дать предприятиям возможность формировать программы под свои запросы, быть соучредителем, а не только спонсорской поддержкой».
Учредитель и директор Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперт Рособрнадзора Ольга Воронцова: «Практическую подготовку в системе среднего профессионального образования нужно усиливать – это бесспорно. Эксперимент, безусловно, отвечает запросам общества и соответствует тенденциям. Но профессий и специальностей, по которым возможна качественная подготовка за два года, не так много».
Директор департамента модерации и администрирования платформы законодательных инициатив «Инициатор» Марчел Кырлан: «Идея заключается в создании чего-то среднего между общим образованием и средним профессиональным образованием. Думаю, что сокращение сроков обучения может негативно сказаться на преподавании общеобразовательных предметов. Хорошо подготовленные профессионалы, лишенные широты кругозора, – не самое удачное сочетание».
https://radiosputnik.ria.ru/20220916/professionalitet-1817052179.html