К старым схемам обмана добавились новые, а мошенники пошли по второму кругу: звонят жертвам телефонных разводов, представляются юристами и обещают вернуть деньги, прося оплатить услуги юридической фирмы.
Москва, 27 июля 2022 г. – Набирает обороты новая «старая» схема мошенничества со звонками якобы из полиции и банков. По данным платформы «Мошеловка», в мае количество обращений на портал выросло почти вдвое (на 86%) по сравнению с апрелем. Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества рассказывают, как не стать жертвой злоумышленников.
«Алло, это из прокуратуры»
С этой или подобной фразы начинают разыгрывать мошеннический спектакль преступники, звоня по очередному номеру из «слитой» базы данных. Далее собеседнику на том конце провода быстро и невнятно выдают порцию информации, а фоном специально пускают шумы, голоса и разговоры, имитируя эффект активного рабочего процесса в отделении. Это сделано для того, чтобы жертва не смогла включить критическое мышление и сориентироваться в ситуации.
Часто жертвами злодеев становятся совсем молодые люди или пенсионеры. Свежий прецедент — в июле пожилой волгоградец потерял почти миллион рублей, доверившись телефонным мошенникам.
Звонки от «сотрудников» банков
Самый распространенный сценарий — якобы звонок из Центробанка или одного из известных банков. В мае чаще всего звонили от имени «сотрудников» ВТБ. Одна из формулировок – «Злоумышленники пытались получить доступ к вашему личному кабинету. Необходимо срочно перевести все средства на безопасный счет!»
Признаки того, что вас пытаются обмануть:
- Инициатором звонка, сообщения, смс становится незнакомец.
- Тема обращения — легенда про ваши финансы.
- Просят раскрыть конфиденциальные данные — ПИН-коды, пароли, CVC, цифры из СМС-сообщений.
- Играют на эмоциях, например, пытаются напугать какой-то новостью (взломали личный кабинет, кто-то пытался оформить на вас кредит и т.п.).
- Используют давление, вынуждают быстро принять решение.
Старший специалист Роскачества по тестированию цифровых продуктов Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко: «Не принимайте поспешных решений, особенно в финансовых вопросах. Смело заявляйте, что вам нужно время подумать, и кладите трубку. Помните, что вы всегда можете сами позвонить в клиентскую службу своего банка и уточнить, действительно ли звонили его сотрудники. Кроме того, вся важная информация отображается в вашем личном кабинете, туда же приходят и нужные уведомления. В любой ситуации проявляйте бдительность».
Звонок из МВД
Аферист представляется следователем или сотрудником силовых структур и сообщает, что на имя человека кто-то пытался оформить кредит или снять деньги со счета. Далее следуют разные вопросы, чтобы напугать жертву и включить режим «послушного гражданина», который, конечно же, поможет следствию.
Как апофеоз — перевод звонка на «сотрудника» Центробанка для подтверждения информации. Обескураженная и дезориентированная жертва называет данные карты.
Вся информация о движениях средств по вашему счету является банковской тайной. Поэтому никто из сотрудников МВД ее знать не может, только по разрешению суда. Кроме того, МВД и Центробанк не могут переводить звонки друг на друга (такие «возможности» есть только у мошенников, которые сидят в одном помещении и пытаются обманным путем украсть ваши деньги).
В любой непонятной ситуации кладите трубку и проясняйте все сомнения, звоня в дежурную часть МВД или на «горячую линию» банка.
Горе-менеджер
Злоумышленник играет роль нерадивого сотрудника банка, где у жертвы открыт счет. Якобы при финансовой операции были случайно указаны не те данные. Сотрудник будет почти умолять срочно отменить действия, а иначе его уволят. Для отмены он запросит секретные данные карты, а далее… обнулит счет жертвы.
Все коррекции и отмены операций производятся сотрудниками без обращения к клиенту и согласно внутренним регламентам.
Вариации на тему
- Жертва получает SMS-уведомление о блокировке счета и рекомендацию перевести деньги на «специальный счет», а иначе средства заморозят на долгий срок.
- На телефонный номер поступает звонок от банковского робота, который сообщает, что карта заблокирована в связи с подозрительной операцией. Затем следуют перевод на лжесотрудника банка и сбор секретных данных карты.
Никаких специальных счетов для клиентов у банков нет. Если счет заблокирован, то доступ к нему будет заморожен до выяснения обстоятельств. Работники банка никогда не будут запрашивать у клиентов пароли и пин-коды, номер CVC и срок действия карты.
Угадай с трех нот: новые сценарии
- Мошенники звонят уже состоявшимся жертвам телефонных разводов и представляются юристами. Они обещают вернуть деньги, но для этого нужно оплатить услуги юридической фирмы. Сумма, по сравнению с потерянными деньгами, может быть небольшая. Отчаявшаяся жертва переводит деньги на указанный счет.
- Неожиданно звонит якобы оператор сотовой сети и просит абонента подтвердить свою личность, назвав паспортные данные. В противном случае грозят заблокировать номер, перекрыв доступ к аккаунтам и банковским картам. Полученная таким образом персональная информация может быть использована в дальнейшем в корыстных целях.
Важно помнить, что повышение цифровой грамотности позволяет защититься от мошенников, которые придумывают все новые схемы обмана. Контакты для СМИ +7 (495) 777 43 12 (доб. 214, 247); media@roskachestvo.gov.ru