Вот и завершились государственные экзамены у выпускников школ. Кто-то остался доволен своими результатами, а кому-то они, к сожалению, принесли огорчения. Но всё же пройдена определённая полоса, за которой настоящая взрослая жизнь – более свободная, но, одновременно, и более ответственная. Именно с этого момента зависит, чем ты будешь заниматься, какие примерно у тебя перспективы.
Что касается высшего образования, к получению которого сегодня стремится большинство молодых людей, до недавних пор всё было более или менее определённо. Российская Федерация придерживалась Болонской системы, которая позволяла продолжать обучение и даже получать работу за рубежом с отечественным дипломом. Если, конечно, студент проявлял себя с лучшей стороны.
Такая свобода в определённой степени является положительным фактором, так как, не без основания, считается, что наука не должна иметь границ: возможность общаться, обмениваться опытом является надёжным фундаментом, опираясь на который можно успешно двигаться к прорывам в разных областях.
И вдруг всё в одночасье разрушилось по известным малоприятным причинам. Мы теперь оказались на пороге неопределённости: какая система будет выстраиваться в нашей стране, будет ли она лучше прежней или ухудшит качество образования, какие формы будет принимать? Каждый молодой человек сегодня задаётся, естественно, перечисленными вопросами и, чувствуя смятение и тревогу, не может дать на них однозначного ответа.
По всей видимости, не могут ничего определённого сказать и высокие чиновники в сфере образования. И это вполне понятно: легче ломать, но тяжелее строить. Тем более новое по идее должно превзойти всё то, что остаётся позади.
Многие хвалят систему советского образования, которую считают одну из лучших в мире. И действительно было чем гордиться, хотя бы потому, что именно мы первыми полетели в космос. Но при этом сразу на самых верхах предупреждают, что возврат к советскому образцу обучения не представляется целесообразным. По крайней мере, такую оценку дают многие эксперты. И с этим сложно не согласиться: в нашей стране кардинально изменились социально-экономические отношения, а советское образования было, по всей видимости, адаптировано под социалистический строй. Нынче времена другие, и они требуют иных подходов.
Пока ведутся дискуссии во многих регионах страны, обнажающие различные точки зрения, берётся во внимание видение разных экспертов, специалистов, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с высшей школой. Всё это будет очевидно фокусироваться, анализироваться, а уж затем станут снимать, как говорится, интеллектуальные сливки.
Правда, хотелось бы, чтобы и нас, будущих студентов, послушали и услышали, обратили внимание на то, чего именно мы хотим. Предвкушаю, что многие категорически отвергнут данную инициативу: «Зелёные вы ещё, и мало чего понимаете». Однако стоило бы учесть, что сегодняшняя молодёжь сильно отличается от той, что была ещё несколько десятилетий назад. Мы более свободны в своих размышлениях и более осведомлены – эпоха Интернета, как никак, даёт о себе знать.
Вполне очевидно, что резко менять уже ставшую привычной систему невозможно. Необходимо перестраивать программу, работу кадров. Всё это требует, безусловно, дополнительного финансирования, а в текущей ситуации с этим немного сложновато: на днях глава Минфина РФ Антон Силуанов предупредил о многомиллиардном урезывании расходов на важные статьи бюджета, в число которых вошла и наука.
Как заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков, обучение по системе «бакалавриат – магистратура» – «прожитый этап»: «Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
Всё же мне представляется, что к данным вопросам нужно подходить гибко, а не рубить с плеча. Нельзя «до основания рушить старый мир», как в одной из известных песен. Нужен некий синтез – брать всё хорошее от старой традиционной русской и советской школы, но и не пренебрегать иностранными практиками. Тем более что мы значительно (по мнению, многих экспертов, даже на несколько десятилетий!) отстаём от более развитых стран в сфере технологий. И если у них такая примитивная система образования, как пытаются её представить некоторые, то каким же образом они достигают таких высот? Прежде всего, их «секрет» заключается не только в баснословном финансировании исследований в различных областях, но и в большей степени свободы. И это стоит признать, чтобы не продолжать делать ошибки, на которые у нас в создавшейся обстановке уже нет права.
Разве в нашей стране мало умных людей? Нет, судя по тому, как охотятся за российскими исследователями другие страны. США даже предоставляют возможность свободного переезда из РФ людям, кто занят наукой и IТ-технологиями. А это о многом говорит. И есть ряд наших учёных, которые внесли свой вклад в развитие там. А всё потому, что им были созданы хорошие условия при отсутствии бюрократизма. И самое главное дали почувствовать себя совершенно свободными в своих поисках. Даже немаловажный вопрос материального поощрения для них становился в итоге второстепенным. Вот на чём нужно сосредоточить все свои усилия, а не заморачиваться вопросом, нужна ли нам система двухступенчатого образования – бакалавриат и магистратура. За рубежом ведь она никому не мешает успешно развиваться. Отметим, что в Болонской системе находятся 48 стран.
Нельзя не учитывать и того факта, как себя впоследствии будут чувствовать те граждане, которые ограничились лишь первой ступенью в обучении. Не получится ли так, что со временем таких специалистов будут считать людьми, не имеющими полноценного высшего образования. (Хотя у них может быть столько навыков, что с ними мало могут конкурировать те, кто проучился на один год больше!). При этом мы знаем, что в вузах много дисциплин, направленных на общее гуманитарное развитие и непосредственно мало влияющих на получаемую специальность.
Поэтому нужно всё-таки давать выбор: где-то оставить прежнюю систему, где-то её изменить. Тем более что некоторые вузы, особенно региональные, ничего в своих прежних подходах, восходящих ещё к советскому времени, не изменили, игнорируя новые веяния, которые привнесло присоединение к Болонской системе. Ну и, соответственно, не выдавали дипломов европейского образца.
Также очень важно, чтобы учеников предупредили о кардинальных изменениях за несколько лет, чтобы они понимали, как им готовиться к выпускным экзаменам. Ведь многие начинают готовиться к ЕГЭ чуть ли не с начальной школы.
Хотя данную форму выпускных экзаменов ругают все кому не лень, но, однозначно, в ней больше плюсов, чем минусов. Существует определённым образом выстроенная система, и ученик в её рамках усердно готовится. При этом нет места расхлябанности и безответственности, ведь не сдав экзамены по основным предметам, останешься без аттестата о среднем образовании. А минимальный порог, кстати, не так сложно пройти. Кроме того, эта система, за редким исключением, предотвращает коррупцию. Если со всей ответственностью подойти к подготовке к выпускным экзаменам, то есть огромный шанс поступить в вуз своей мечты. Правда, и конкуренция в престижные вузы огромная, но это не так обидно, как в случае подкупа лиц, от которых зависит, в том числе, и твоё будущее.
Да и только эта система позволяет подавать документы в несколько вузов. Неправильно ограничивать абитуриента только одним учебным заведением, когда он может потерять целый год, хотя мог бы при неудачной попытке поступить в топовый вуз, обуздав свои амбиции, пройти там, где конкурс поменьше.
Что касается самого содержания экзаменов, то нельзя однозначно утверждать, что метод оценки знаний схематичен. Там много заданий, которые очень сложны и исключают примитивного подхода, как бы кому ни казалось.
Мне больше импонирует подход к данным вопросам Премьер-министра РФ Михаила Мишустина, создавшего, кстати, успешную налоговую систему с использованием высоких технологий, которую заимствуют многие западные страны. Он предложил больше изучать, что мешает нашему образованию «делать великолепных инженеров, отличных специалистов». С его точки зрения нужно сосредоточиться не на форме, а на качестве образования, на содержании программы, на квалификации преподавателей и т.д.
А самое лучшее изменение, которое с радостью воспримут практически все, – сделать образование бесплатным. Это то, что можно с гордостью позаимствовать у советской системы…
Дарья Емелина.
