Летом 1942 года в оккупированном немцами Киеве на одном из городских стадионов были сыграны матчи между советскими футболистами и представителями фашистской Германии.
Сначала «Старт» встретился с командой венгерского гарнизона, затем со сборной артиллерийской германской части, воинской командой RSG (сборная железной дороги Германии) и другими. Во всех поединках наши игроки праздновали победу, и практически все матчи судил обер-лейтенант по имени Эрвин.
Далее «Старту» противостояла команда «Flakelf» (сборная, собранная из солдат и офицеров противовоздушной обороны (зенитчиков), а также лётчиков и механиков киевского аэродрома).
Через три дня немцы собрали на матч-реванш усиленный состав. Перед стартовым свистком команды приветствовали друг друга: немцы – «Хайль!», киевляне – «Физкультпривет!».
Эта игра стала для последних самой сложной. Счёт открыли немцы. Ответный мяч провёл Иван Кузьменко дальним ударом, и ещё в первом тайме два гола забил Макар Гончаренко. Второй тайм прошёл в равной жёсткой борьбе. Немцы забили два гола и сравняли счёт, но затем «Старт» вырвал победу – 5:3.
Именно этот поединок в Советском Союзе позднее назвали «матчем смерти», после которого наши футболисты, как утверждается, были расстреляны.
Но из состава «Старта» не был арестован ни один человек, и после злополучного матча команда провела ещё две встречи: одну игру с «Flakelf», а вторую – с командой «Рух». Футбольные баталии прекратились лишь осенью 1942 года, когда начался сезон дождей.
Откуда же в таком случае пошла легенда о «матче смерти»?
Действительно, четыре игрока киевского «Динамо» попали под арест, но не за то, что играли с немцами в футбол, а за то, что являлись работниками киевского хлебозавода № 1, на котором тогда случилась диверсия против оккупантов. Причиной для ареста послужил факт обнаружения битого стекла в хлебе, отправлявшемся для нужд военного госпиталя.
На защиту арестованных динамовцев встали их соперники – немецкие и венгерские футболисты. У немецких спортсменов ещё сохранились идеалы честной спортивной борьбы, ведь прошло не так уж много времени с тех пор, как они устраивали XI Олимпиаду в Берлине в 1936 году. Немцы не верили, что такие талантливые футболисты станут бросать стекло в хлеб, предназначенный для военных госпиталей, раненых и медперсонала, женщин, мобилизованных фашистами для работы в оккупационной администрации страны. Но не это стало причиной расстрела киевлян и даже не поджог завода спортинвентаря «Спорт», где ремонтировались сани для немецкой армии.
Собственно, и расстреляли только одного игрока: Николай Коротких был членом ВКП(б) и офицером НКВД, а потому автоматически попал в категорию лютых врагов рейха (сдала немцам футболиста, кстати, его родная сестра, боявшаяся, что те узнают всё сами и арестуют её – за недонесение).
Но как так получилось, что футболисты оказались в Киеве, который был оккупирован врагом?
Во время фашистской оккупации господствовал голод. Проживавший до войны в Киеве моравский чех Иосиф Иванович Кордик был причислен немцами к категории «фольксдойче» (обозначение этнических германцев) и назначен директором хлебозавода № 1. Он принял на работу футболистов, которые согласны были трудиться грузчиками, лишь бы не сидеть без дела и иметь возможность питаться и заниматься спортом. Кордик разрешил футбольным звёздам тренироваться на заброшенном пустыре рядом с заводом. Команду решено было назвать «Старт». Лишь часть игроков представляла киевское «Динамо», остальные были из «Локомотива», один игрок из команды ЦДКА. Об этих тренировках сначала узнали местные жители, а вскоре и оккупационные власти. Поддерживая идею о том, что необходимо избежать бунтов и дать народу «хлеба и зрелищ», немцы одобрили предложение председателя управы Леонтия Форостовского – киевским футболистам вместо тренировок на заброшенном пустыре проводить их на освободившемся футбольном поле стадиона «Зенит» (до войны он назывался стадионом «Снайпер»).
По мотивам этого события был выпущен ряд документальных фильмов, а также два художественных. Последний – «Матч» – зрители увидели в 2012 году. В главных ролях сыграли известные российские актеры Сергей Безруков (на снимке внизу) и Елизавета Боярская. В 2014 году фильм был запрещен к показу на территории Украины, поскольку, по мнению председателя Государственного агентства Украины по вопросам кино Филиппа Ильенко, является «наиболее одиозным образцом современной российской пропаганды, направленной против украинского народа».
К слову, все роли в фильме были списаны с реальных людей, кроме истории любви учительницы немецкого языка Шевцовой к главному герою. Интересно, что Безруков, сыгравший здесь голкипера, ранее никогда в воротах не стоял. Перед съёмками организаторы ленты специально пригласили известного футбольного вратаря Сергея Овчинникова с целью обучить актёра азам игры в «рамке». В январе 2013 года Безруков получил приз «Лучший актёр» Первого фестиваля русского кино в Марбелье (Marbella Russian Film Fest) за главную роль в фильме «Матч».