Россия переходит на рубли в расчетах за поставки природного газа покупателям из недружественных стран, объявил президент Владимир Путин. РБК разбирался, какие у этого решения могут быть последствия
Россия переходит от евро и долларов к рублям в расчетах за поставки природного газа покупателям из недружественных стран, объявил президент России Владимир Путин. Он объяснил это тем, что западные валюты, традиционно использовавшиеся в расчетах за российский газ, себя «скомпрометировали». Путин дал понять, что это только начало («начнем с этого»). Позднее вице-премьер Александр Новак также заявил, что торговать нефтью за доллары и евро стало ненадежно, в перспективе нужно и здесь переходить на расчеты в национальных валютах.
Как предлагается проводить оплату
Путин поручил «Газпрому» организовать изменение валюты платежа в его контрактах с покупателями из недружественных стран. Это значит, что объявленный перевод расчетов на рубли затронет только трубопроводные поставки газа — без учета продаж сжиженного природного газа (СПГ) тем же «Газпромом», а также НОВАТЭКом. Газовый экспорт России составляет порядка 10–15% в общем объеме углеводородного экспорта, то есть основная часть приходится на нефть, а по ней пока речи не идет о расчетах в рублях, замечает экономист ING Дмитрий Долгин. Экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов сомневается, что перейти на рублевые расчеты за газ удастся оперативно.
Из заявлений президента следует, что иностранные покупатели российского газа приглашаются свободно продавать свою валюту и получать рубли на российском внутреннем рынке для оплаты газа (Банку России совместно с правительством поручено в недельный срок определить порядок совершения таких операций). С точки зрения экономического смысла при прочих равных перевод расчетов по газу в рубли эквивалентен установлению 100-процентного норматива продажи валютной выручки по его экспорту, отмечает экономист «ВТБ Капитала» Александр Исаков в Telegram-канале. С конца февраля российские экспортеры обязаны продавать на внутреннем рынке 80% валютной выручки.
Для экономики практически нет разницы между тем, что «Газпром» получает валюту напрямую за экспорт газа или получает рубли, которые иностранные контрагенты из стран, признанных недружественными, купят за валюту на российском рынке, согласна главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. Потенциально ничто не мешает увеличить норму обязательной продажи до 100%, таким образом обеспечив полную эквивалентность с точки зрения валютных поступлений на российский внутренний рынок, говорит она, поэтому не считает, что объявленная мера имеет прямое отношение к поддержке рубля.
Как это повлияет на курс рубля
В любом случае разница между 80 и 100% не так велика и кардинального влияния на курс решение оказать не должно, считает директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой.
Подробнее: на РБК