– Ассалам алейкум, Нариман Асварович. Еще раз поздравляю Вас с назначением на должность исполняющего обязанности ректора одного из крупнейших вузов Северного Кавказа – Даггоспедуниверситета. Вы уже около двух месяцев работаете в новой должности. И наверняка уже успели ознакомиться с проблемами вуза, тем более что много лет возглавляли исторический факультет ДГПУ и знаете ситуацию изнутри. Расскажите об основных проблемах университета, которые требуют безотлагательного решения.
– Ваалейкум салам. Спасибо. Сразу хочу обратить внимание на тот факт, что вуз в последние 9-10 лет буквально лихорадило. На проблемы вуза прежние руководители, возможно, и обращали внимание, но брать ответственность за их решение не хотели, потому что для решения таких проблем нужна поддержка не только органов власти, но и коллектива. Тяжелые времена начались с 2014 года, когда были закрыты счета ДГПУ, и по сути вуз перестал полноценно функционировать и быть учебным заведением со своей автономией для решения насущных задач. Была полностью парализована хозяйственная, научная, грантовая деятельность. В этот период из своих функциональных обязанностей вуз выполнял только одну – выдавал заработную плату сотрудникам и стипендию студентам. Если перестали бы выплачивать и стипендию, к проблемам вуза, без сомнения, добавились бы и протесты со стороны студентов, а также трудности с поступлением абитуриентов в вуз.
Среди других издержек указанного периода можно назвать нефункционирование более 2 лет Ученого совета – высшего коллегиального органа вуза. Поэтому многие решения для обеспечения нормальной работы вуза руководством не принимались. Все это стало причиной того, что деятельность вуза была пущена на самотек. Возникли проблемы с конкурсным отбором профессорско-преподавательского состава, руководство вуза просто продлевало контракт до объявления следующих выборов. Естественно, такая ситуация плохо влияла и на самочувствие преподавателей, многие из которых уже не надеялись быть избранным на соответствующие должности и не видели перспектив и смысла в дальнейшем профессиональном росте.
Начиная с 1990-х годов и бывшие сотрудники вуза, и посторонние люди, заселившись временно или на незаконных основаниях, сегодня занимают три студенческих общежития. Вуз, имея на балансе три студенческих общежития, не управляет ими, то есть мы по факту потеряли их. Думаем сегодня и над решением этой проблемы тоже.
Еще одна острая проблема – проблема долгостроя, или, вернее, не сдачи в эксплуатацию уже меблированного студенческого общежития на 650 мест и столовой при нем на 340 посадочных мест по ул. Гамидова рядом с факультетом математики, физики и информатики. Общежитие построили, но без документального сопровождения и внесения изменений в проект сдать его в эксплуатацию и официально принять не можем. Вопрос этот прорабатываем на уровне Минпросвещения России, и уже есть положительные подвижки. В планах с помощью федерального министерства закрыть кредиторскую задолженность перед подрядчиком строительства, внести необходимые изменения в сам проект… И если нам к 1 сентября 2021 года удастся решить вопрос, это будет большим успехом.
В последние два года при ДГПУ не работала студенческая столовая, что является нарушением закона – студенты не имели возможности получать горячее питание на территории учебного заведения. Среди других проблем могу отметить закрытие диссертационных советов вуза, слабая воспитательная работа на факультетах, падение качества образования. Все это стало следствием озвученных выше проблем, так как системные связи играют важную роль в функционировании любого организма, тем более такого сложного, как высшее учебное заведение, и сбой в одном звене приводит к целому ряду других нарушений.
– Я знаю, что во время своего представления коллективу вуза в качестве ректора, Вы, Нариман Асварович, обнародовали проект Стратегии развития ДГПУ до 2026 года. Расскажите немного об этом документе.
– Сегодня руководством страны перед Минпросвещения России поставлена задача, чтобы отечественная система образования вошла в десятку лучших систем образования мира. Для выполнения этой амбициозной задачи необходимо, чтобы многие элементы сегодняшней системы образования, ставшие ее неотъемлемой частью в ходе реформирования, нужно или совершенствовать, или следует полностью отказаться от них. Сегодня в педагогическом сообществе страны в качестве ориентиров развития отечественной образовательной системы предлагаются две модели образования: западно-европейская и советская. Многие ратуют за возврат к советской системе, либо за ее адаптацию к современным условиям, потому что она зарекомендовала себя как одна из самых эффективных систем образования в мире. Самым главным плюсом советской системы образования была унификация программ обучения. И руководство Минпросвещения России сегодня пришло к пониманию того факта, что российские школы не должны заниматься по многочисленным, отличающимся друг от друга программам, не всегда учитывающим современные реалии. Пора возвращаться к единым выверенным программам обучения, к школьному образованию по всей стране должны предъявляться единые требования. И Даггоспедуниверсит как вуз, занимающийся подготовкой педагогических кадров, должен органично вписаться новую парадигму развития школьного и дошкольного образования республики.
Если говорить непосредственно про саму стратегию развития вуза, то в ней основной акцент сделан на качестве образования, потому что без повышения качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров невозможно обеспечить реализацию самой стратегии развития вуза. Вторая задача, указанная стратегия – это разработка республиканской системы непрерывного педагогического образования, обеспечивающей и количественное, и качественное воспроизводство педагогических кадров. Для этого нужно модернизировать (третья задача) научно-исследовательскую и инновационную деятельность. Четвертая задача, которую мы ставим в нашей стратегии – это проектирование университетской инновационной среды педагогического образования на основе принципов системности, открытости, взаимосвязи, инклюзивности, сетевой доступности и ориентированности на достижения педагогической науки и образовательной практики. В качестве пятой задачи рассматриваем разработку критериев общественно-профессиональной экспертизы качества подготовки выпускников ДГПУ, переподготовки и повышения квалификации работающих выпускников. Мы уже знаем, что сегодня выпускникам вуза, прежде чем они приступят к работе, устраивают некий экзамен для установления их соответствия присвоенной квалификации. Естественно, ответственность за качество их подготовки несет педуниверситет.
Шестая задача – создание университетской электронной информационно-образовательной среды подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Это веление времени, когда происходит цифровизация всех областей жизни, в том числе и образовательной среды. Все подразделения вуза должны разработать собственные планы мероприятий по разработке и внедрению этой среды.
В качестве седьмой задачи в стратегии мы указали преодоление отставания учебно-методической и информационно-публикационной и материально-технической базы ДГПУ от уровня современных требований. В чем заключается это отставание? Сегодня муниципальные школы в материально-техническом плане оснащены намного лучше, чем педагогические вузы, которые готовят для них специалистов. Во многих школах имеются хорошо оборудованные кабинеты с интерактивными досками, видеопроекторами, скоростным интернетом («Точка роста»), каких нет у вузов. Это отставание, во-первых, никак не может устраивать нас, во-вторых, оно не будет способствовать обеспечению в будущем эффективного и качественного образования. В этом вопросе мы, ректоры педагогических вузов, нашли понимание у руководства Минпросвещения России. Пришли к единому мнению, что вузы и школы должны развиваться синхронно, в том числе и в плане материально-технического оснащения. Поэтому преодоление отставания – тоже одна из стратегических задач вуза.
Восьмая задача – проектирование системы социального партнерства ДГПУ с органами государственного и муниципального управления, работодателями всех уровней, общественными и предпринимательскими структурами. Когда мы говорим о предпринимателях, мы подразумеваем привлечение инвестиций, а под партнёрством подразумеваем взаимодействие всех уровней власти в развитии педагогического образования. Уже делаем первые шаги в этом направлении – плотно работаем с Министерством образования и науки РД, которое является основным заказчиком педагогических кадров. Наше взаимодействие будет напрямую связано с педагогическими колледжами. Есть задумка создавать в школах педагогические классы и со школьной скамьи ориентировать детей на выбор учительской профессии. Эта работа практиковалось в советское время, но в связи с переоценкой ценностей в постсоветский период педагогические классы стали неактуальными и перестали существовать, что сказалось в целом и на самой системе педагогического образования. Если эту работу наладить, то учащихся из педагогических классов можно считать нашими потенциальными студентами.
– А за счет чего ДГПУ намерен привлекать инвесторов? Продукция вуза ведь специфическая…
– Такая постановка вопроса имеет, конечно, право на жизнь. Вы обратите внимание, сегодня международная деятельность Дагестана и ДГПУ в частности закрыта. У нас основные поставщики иностранных студентов – это, в основном, республика Азербайджан. Когда мы говорим про инвестиции, понимаем, что речь идет о зарабатывании денег. Для нас привлечение иностранных студентов – это своего рода инвестиции. Во-вторых, мы пытаемся заключать какие-то договора по узким направлениям, используя возможности наших факультетов – худграфа, исторического, филологического факультетов: написать, к примеру, какую-то творческую работу, историю какого-то села, создавать картины, художественные композиции… Конечно, это мелкие проекты, но с чего-то нужно начинать.
Девятая задача, отраженная в стратегии, это создание системы профессионального самоопределения обучающихся в организациях общего и среднего профессионального образования на педагогические профессии.
И, наконец, десятая задача – формирование благоприятных условий для раскрытия научно-преподавательского потенциала профессорско-преподавательского состава вуза. Сегодня не ставить эту задачу мы не можем, потому что сложившаяся за последние 9-10 лет среда была очень неблагоприятной, и мы хотим вернуть прежнюю комфортную среду, чтобы педагогические работники имели мотивацию для качественной эффективной работы.
– Нариман Асварович, мы с Вами оба понимаем, что для реализации и последней задачи (стимулирование научной деятельности сотрудников вуза), и в целом всей стратегии нужны деньги. Откуда будете брать?
– В этом году Президент страны В. Путин в своем Послании впервые выделил важность педагогического образования, проговорил необходимость материально-технического оснащения педагогических вузов, а значит, строительства корпусов, капитального ремонта зданий. Сегодня мы активно участвуем в распределении этих денег, чтобы и Дагестанский педагогический университет получил необходимую сумму денег. Получив их, мы в первую очередь пустим эти средства на ремонт студенческих общежитий вуза, которые пришли в такую негодность, что уже не предназначены для нормального человеческого проживания. Хотим отремонтировать их в соответствии с разработанными современными проектами и вернуть в эти общежития нормальную студенческую жизнь. Вот такая поддержка со стороны Минпросвещения России появилась, и мы ею должны воспользоваться.
– Насколько мне известно, в начале мая вы ездили в г. Ульяновск, где министр просвещения Сергей Кравцов встречался с ректорами педвузов. О чем конкретно говорили?
– Мы обсудили тезисы Послания Президента, касающиеся педагогического образования, говорили о проблемах в отрасли, о необходимости модернизации педвузов. Здесь как раз и был поднят вопрос о необходимости синхронного развития школ и педагогических вузов. У министра просвещения Сергея Кравцова есть глубокое понимание этих проблем. Мы в ходе встречи определили примерную стратегию будущего развития школьного образования и педагогических вузов страны. Основной акцент был сделан на взаимодействии органов исполнительной власти субъектов и педагогических вузов и муниципалитетов. Если это взаимодействие будет налажено, думаю, педагогические вузы в принципе выполнят государственное задание по обеспечению школ необходимыми педагогическими кадрами. Это – актуальная проблема. В республике нашей называют разные цифры педагогических вакансий – 200, 400. Я с уверенностью могу сказать, что вакансий более 1000. Главы муниципалитетов с подачи начальников управлений образования не проговаривают все вакансии, которые имеются, потому что, как и везде и всегда, здесь тоже присутствует человеческий фактор. В малокомплектных и других школах замещением предметов занимаются люди, не обладающие необходимыми компетенциями, либо прошедшие краткосрочные курсы переподготовки, что считаю недопустимым. Я, к примеру, не могу представить, как историк по образованию замещает уроки математики, химии, физики или астрономии! Куда еще ни шло, если он замещает уроки по гуманитарному циклу, по географии, но не по точным наукам же! А такая проблема существует сплошь и рядом.
– В прежние годы на базе ДГПУ проводились различные спортивные, научные, обучающие мероприятия не только межвузовского, но и республиканского и даже северокавказского масштаба. Сегодня республиканское площадки по различным направлениям функционируют во многих дагестанских вузах. К примеру, в ДГУ – Центр изучения родных языков, пространство коллективной работы «Точка кипения», при ДГУНХ – ряд центров (консалтинговых услуг, компетенций проектного управления, проектный офис, бизнес-инкубатор и т.д.), при ДГТУ – центр одаренных детей «Альтаир», региональный экспертно-аттестационный центр «Экспертиза» и т.д. У Вас есть какие-нибудь планы по созданию на базе ДГПУ аналогичных точек общественного притяжения?
– Не согласиться с тем, что Вы сказали, нельзя. Да, многое за эти годы было упущено. Но тем не менее у педагогического университета есть хороший потенциал, помноженный на богатые традиции. Мы сейчас прорабатываем очень интересный проект – «Дни муниципальных образований в ДГПУ»*, в рамках которого намерены дать каждому муниципальному образованию площадку на базе нашего университета. На этой информационной площадке, которая будет оформлена в этностиле, муниципалитеты смогут представить модель какой-либо известной достопримечательности района, подведя к нему маленькую инфраструктуру – посадят дерево, соорудят скамейки… Естественно, на площадке на стендах будет представлена всю информация про район – историческая справка, справка о количестве образовательных заведений, информация о выдающихся педагогах района, лучших студентах и т.д. Этим мы хотим привлечь внимание дагестанской общественности к Дагестанскому педагогическому университету и напомнить ей, что ДГПУ – это главный университет республики, потому что учитель должен быть во главе всех процессов, и без учителя не может быть ни инженера, ни космонавта, ни президента. Мы все это прекрасно понимаем, но почему-то в какой-то момент согласились с тем, что в педагогический вуз отправляются самые слабые учащиеся. Наша задача в этой связи – постараться привлекать для учебы в вуз самых лучших абитуриентов из муниципалитетов.
Есть намерение возродить и проект «Неделя дружбы», которая проводилась в вузе в апреле-мае. Это необходимо для демонстрации и популяризации нашей дагестанской культуры, для развития туризма. У вуза огромный научный, культурный, человеческий потенциал, и его нужно реализовать с привлечением лучших студентов и педагогов. Я, в бытность деканом исторического факультета, проводил у себя ряд интересных мероприятий. Есть намерение проецировать их и на общеуниверситетский уровень. Готов выслушать и другие предложения. Вместе с тем у вуза уже сегодня есть общепризнанные успехи. Сегодня мы являемся центром дефектологического образования России. Самое лучшее дефектологическое образование сегодня дается в ДГПУ, и мы в настоящее время занимаемся дальнейшей интеграцией опыта факультета специального (дефектологического) образования в российское вузовское образование.
– Вы только что отметили качественное дефектологическое образование, которое дается в вузе. В то же время в стратегии развития вуза на повышение качества образования сделан основной акцент, что говорит о том, что с данным компонентом в вузе не все обстоит благополучно. Не секрет, что зачастую студент, проучившись пять лет в вузе, не может самостоятельно даже курсовую работу написать. Согласитесь, это не нормально… Как собираетесь решать эту архиважную задачу?
– Как мы знаем, мозги поменять невозможно, а мотивацию – можно. Нужно мотивировать студентов на хорошую учебу. Я, к примеру, в апреле встречался со всеми студентами вуза во Дворце спорта ДГПУ и был готов выслушать их, ответить на любые вопросы. Они, действительно, задавали любые интересующие их вопросы, даже самые неудобные. Знаете, студенты наши очень наблюдательные, в курсе всех проблем, хорошо разбираются в текущей ситуации. Задавали вопросы и про качество образования в вузе. Я им задал встречный вопрос: когда вы закончите вуз, обзаведетесь семьями, родите детей, какому учителю отдадите на обучение своего ребенка? Хором отвечают: конечно же, лучшему. Я им говорю тогда: вот и я хочу, чтобы вы были лучшими учителями, желанными учителями у ваших детей. А откуда мы возьмем лучших учителей, если вы не будет лучше всех учиться?
Вот это и есть правильная мотивация. Но разумеется, не один ректор должен это делать. Этой работой должны заниматься и деканы факультетов, и кураторы. Повышение качества образования должно стать главной идеей и идеологией всего вуза. Сегодня, к сожалению, на факультетах есть проблемы с качеством образования. Когда люди десятки лет привыкли не работать и заниматься не тем, чем нужно, им тяжело меняться. Но во многих коллективах (я встречался, видел) есть желание поменять ситуацию. Я говорю деканам: вам нужно меняться самим, менять формы работы. Я же меняюсь, говорю (хотя я в этом смысле никогда не «менялся» – я человек с государственным мышлением. Быть 15 лет депутатом Народного Собрания и придерживаться иного мышления, не думать о завтрашнем дне, о народе невозможно), и вам нужно. Нужно думать о завтрашнем дне факультета, вуза, республики. И уже сегодня внедрять эту идеологию повышения качества образования в своих коллективах. Вот тогда перед нами откроются все перспективы. Конечно, в одночасье все это сделать невозможно, но я могу дать гарантию, что мы сделаем все возможное и зависящее от нас. И у сотрудников педагогического университета это желание есть, а желание – это главный мотиватор. Люди истосковались по качественной работе, у них есть желание дальше расти и работать на благо вуза. А я, естественно, должен показать пример, чтоб и люди подтянулись. В целом пока нахожу у коллег по вузу и понимание, и поддержку своим начинаниям. И благодарен им за это.
– Да, Вам, без сомнения, нужны в этом деле помощники. Причем, помощники не на словах, а на деле. Я думаю, их нужно искать в том числе и среди студентов, тем более, Вы сами сказали, что студенты в ДГПУ умные, размышляющие. Как будете выстраивать обратную связь со студентами, а также с рядовыми преподавателями? Это ведь не секрет, что деканы факультетов порой доносят до руководства вуза «причесанную» информацию, не всегда соответствующую действительности.
– Я уже наладил форму обратной связи. У меня два приемных дня: один – для преподавателей, другой – для студентов. Вот когда они будут сидеть напротив меня, как вы сейчас, они все расскажут. И самое главное, я их выдавать не буду… Планирую также создать небольшой институт помощников ректора из социально активных студентов, имеющих свою твердую позицию. Причем буду подбирать их сам, без участия руководства факультетов – деканы предупреждены об этом. У меня уже есть и своя система получения информации – довольно простая, но очень эффективная.
– Как говорится, Бог в помощь, Нариман Асварович, в реализации этих действительно больших и важных задач, стоящих перед Вами. Душевных сил и крепкого здоровья. Спасибо за откровенное и обстоятельное интервью.
* 20 мая в рамках реализации этого проекта между ДГПУ и главами муниципалитетов республики были заключены договоры о сотрудничестве.
Подробнее: на сайте «Зори Табасарана»