Власти объяснили «приземление» ИТ-компаний поведением Google и TikTok Российские юрлица этих компаний не могут ответить за неисполнение закона их материнскими структурами

Замглавы администрации президента Сергей Кириенко объяснил необходимость обязательного создания филиалов ИТ-компаний в России: существующие офисы не имеют достаточных полномочий для полноценного взаимодействия с властями. Об этом сообщает РБК.

Законопроект, предписывающий популярным у аудитории иностранным ИТ-компаниям организовать присутствие в России (так называемый закон о приземлении) призван избавить власти от ответов, подобных тем, что недавно давали Google и TikTok. Об этом заявил первый заместитель руководителя администрации президента России Сергей Кириенко на ИТ-завтраке в рамках Российского интернет-форума (РИФ) в субботу, 22 мая.

Кириенко привел в пример недавний ответ ООО «Гугл» Роскомнадзору, что это юрлицо не имеет отношения к Google LLC, к которой у властей были вопросы, и не может отвечать за ее действия. По данным СПАРК, «Гугл» принадлежит Google International LLC, а головной компанией указана владеющая Google Alphabet Inc.

В отношении TikTok замглавы администрации президента привел в пример рекомендации политического контента, когда система «массово предлагала его детям 14 лет». По словам Кириенко, рекомендации выдавали политический контент тем пользователям, кто ранее никакого интереса к этой теме не проявлял, а когда власти начали спрашивать почему, выяснилось, что представительство в России не имеет юридических полномочий.

Что предписывает «закон о приземлении»

В пятницу, 21 мая, в Госдуму был внесен законопроект «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории России». Он регулирует деятельность иностранных компаний, чьи сайты с территории России посещает более 500 тыс. человек в сутки и где либо распространяется информация на русском языке или языках народов России; либо размещена реклама, направленная на российскую аудиторию; либо эти сайты обрабатывают сведения об отечественных пользователях; либо получают деньги от юридических или физических лиц из России.

Владельцы подобных сайтов будут обязаны с 1 января 2022 года создать в России филиал, представительство или юрлицо, которое сможет рассматривать обращения граждан, исполнять решения судов и госорганов, принятых в отношении этой иностранной компании, ограничивать доступ к запрещенной в России информации. Также подпадающие под законопроект компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и взаимодействовать с ведомством через него.

Если иностранная компания не выполнит требований этого или других законов, в отношении нее может быть принято одна или несколько мер воздействия:

-информирование пользователей о том, что эта компания нарушает российское законодательство;
-запрет на распространение рекламы этого ресурса в России;
-запрет на размещение рекламы на этом ресурсе;
-ограничение денежных переводов и приема платежей от российских физических и юридических лиц;
-запрет на поисковую выдачу;
-запрет на трансграничную передачу данных;
-частичное ограничение доступа к этому ресурсу;
-полное ограничение доступа.

Зачем властям ответственный

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что иностранные корпорации занимают существенную долю на российском инфорынке: так, поисковую систему Google предпочитают около 56% российских пользователей, принадлежащий этой компании видеохостинг YouTube — третий по популярности сайт в России с ежемесячной аудиторией более 44 млн человек; второе и третье места по популярности среди социальных сетей занимают Facebook (около 16% аудитории) и Twitter (около 14% аудитории). При этом Facebook, Inc. и Twitter Inc. не имеют в России представительств, а действующие в стране ООО «Гугл» и ООО «Эпл Рус» не являются официальными представительствами материнских компаний. Сервисы зарубежных ИТ-компаний используются гражданами России, им предоставляются в том числе платные услуги, компании зарабатывают на ориентированной на российскую аудиторию рекламе, но «требования российского законодательства в сфере распространения информации иностранными компаниями не исполняются либо исполняются не в полном объеме», отмечается в пояснительной записке. Ранее один из авторов проекта, депутат Госдумы Антон Горелкин, говорил, что под действие проекта «обязательно подпадут» Facebook, Instagram и WhatsApp (все три сервиса принадлежат Facebook Inc.), Twitter, TikTok, рекламный сервис Google AdWords и YouTube (принадлежит Google), Viber, Telegram, а также игровые сервисы Steam (Valve Corporation) и World of Tanks (Wargaming).