Эльвира Юрьевна Гельберт: «Я жизнь свою посвятила детям»

Во время Советской власти молодое поколение воспитывалось в основном на уставах молодежных организаций. Те, кто получил образование в советской школе, хорошо помнят, как начиналось это воспитание. Первоклассники должны были стать «октябрятами». У них в обязательном порядке на школьной рубашке красовался значок октябренка, с фотографией юного вождя Владимира Ильича Ленина. Окончив начальную школу, в начале четвертого класса, школьник обязательно должен был вступить в пионерскую организацию и повязывать на шее красно-алый галстук. Ну а после звания пионера, как продвижение по карьерной лестнице, в старших классах школьники дружно вступали в комсомол. Ну, а после вхождения во взрослую жизнь — в ряды КПСС. 
      В школах помимо учителей работали их помощники пионервожатые, среди них были студенты педагогического института. А подготавливала их к работе в г. Дербенте сама директор Дворца пионеров и школьников — Эльвира Юрьевна Гельберт.
      Об этой удивительной женщине можно написать книгу под названием: «Я жизнь свою посвятила детям». Женщина, которая своим присутствием могла зарядить публику, женщина-лидер, женщина-тамада, женщина из нашего далекого детства — Эльвира Юрьевна.
     Ее жизненный и трудовой путь начинался в городе Хабаровске. В Дербент в начале 60-х гг. она переехала вместе с семьей — матерью Софией Моисеевной, супругом Яковом Соломоновичем и сынишкой Сашей. Начинала работу пионервожатой, затем инструктором комсомола. При открытии Дома пионеров и школьников при выборе директора была одна кандидатура — Э. Гельберт. Её жизнерадостный и решительный характер не могли не заметить в руководстве Гороно. Коллектив Дома пионеров начинал свою работу, не имея помещения, проводя занятия то в одной, то в другой школе. Работать было трудно, но интересно. Немного позже получили здание бывшего еврейского театра, рядом с парком имени Кирова. Пожалуй, не было в городе такого ученика, который в детстве хотя бы раз не переступил порог Дома пионеров и школьников. Этот Дом всегда был приветливым и веселым, здесь постоянно царила атмосфера дружелюбия и праздника. Да, безусловно, атмосфера в Доме пионеров в те времена была какой-то особенной. Прекрасный педагогический (в большинстве своем еврейский) коллектив; интересные разноплановые кружки; летний пионерский лагерь; слеты пионервожатых; праздники. На этих мероприятиях собиралось такое количество народа, что не могли разместить всех пришедших в актовом зале.
     Я с благодарностью вспоминаю педагогов Дома пионеров — мастеров своего дела: Нину Ивановну, Клавдию Дмитриевну, Веру Матвеевну, Нину Федоровну, Льва Яковлевича, Сергея Истахаровича, Евгения Яшаевича Ильягуева и других. Те знания, которые получили от них школьники, стали основным фундаментом для будущего многим выпускникам. Я помню новогодние балы с красивой, наряженной елкой, насыщенной праздничной программой, и детей в карнавальных костюмах. Королевой всех праздников в те годы моего детства, безусловно, была Эльвира Юрьевна.
     Спустя годы, в 1986-ом, я поступила на работу в Дом пионеров, уже переименованный в период перестройки в Дом детского творчества. Проработала в должности руководителя кружка «Кройка, шитье и моделирование одежды» до 1993 года. Эти годы для меня — самые яркие в жизни. Как они могут не быть яркими, когда на работу приходила как на праздник, и особенно в дни каникул и праздников. Или, как обычно, приходишь на работу и прямо у входа слышишь национальную мелодию и наблюдаешь мимоходом репетицию юных танцоров кружка «Дербентские орлята», который был любимым детищем не только нашей директрисы, но и всех жителей древнего города Дербента. Где только ни побывал коллектив «Дербентские орлята»: на всероссийском и республиканском телевидении, в Москве и во многих других городах бывшего Советского Союза. На протяжении десятилетия Дербентский Дом пионеров и школьников занимал первые места по всем показателям.
     Эльвира Юрьевна была внимательным и чутким руководителем. Она использовала малейшую возможность, чтобы отметить и оценить труд педагогов и детей, награждая Почетной Грамотой, или выделяя средства на очередную поездку в какой-либо регион страны. Несмотря на то, что по должности директора ей приходилось быть строгой, она к каждому из нас относилась уважительно. К ней можно было подойти с любой проблемой и получить дельный совет. Всегда со вкусом одетая, она подавала пример дербентским женщинам. Когда мы выезжали на экскурсии, директриса усаживалась на переднее сиденье и всю дорогу распевала песни, а преподаватели и дети хором ей подпевали.
      Когда Эльвира Юрьевна репатриировалась в Израиль, я сразу же созвонилась с ней и напросилась в гости. При встрече заметила, что нет в ней уже того жизнерадостного задора, как был тогда в Дербенте. Мы разговаривали о том и о сём, как две закадычные подружки, вспоминали общих знакомых, наш город и наш Дом. Вспоминали и наш дружный коллектив: завуча Ольгу Ивановну, руководителей кружков Розу Вагифовну, Светлану Михайловну, Нину Исаевну, Риву Абрамовну, Хану Абрамовну, Яфу Абрамовну, Елизавету Григорьевну, Виктора Гилиловича.
      Работа для этой женщины была основной частью жизни, сорок лет отданы воспитанию нескольких поколений дербентцев. Эльвира Юрьевна — это образ доброй феи из нашего далекого незабываемого детства. Яркие проводы, устроенные администрацией города по случаю выхода на пенсию, она вспоминает с особой теплотой. Но жизнь без любимой работы, на пенсии, разве подходит таким женщинам? Немного позже пришло решение об эмиграции в Израиль. Неугомонная по характеру Эльвира Юрьевна сразу же по приезду в Израиль стала руководить клубом пенсионеров «Золотой век», который насчитывал свыше восьмидесяти человек. Затем организовывала несколько конкурсов «Юных талантов» в г. Хадера.
     Во время Ливано-Израильской войны (август 2006 г.) Э. Ю. Гельберт создала музыкальную группу из бывших «домпионеровцев», в неё входили: семья Авдалимовых, Шалум Пинхасов, Сергей Ильясафов и др. Они ездили во время обстрелов по северу Израиля и в бомбоубежищах устраивали концерты. После войны заслуги Эльвиры Юрьевны были отмечены израильским правительством: «Почетной грамотой» и подарком — путевкой за рубеж (Германия, Франция, Австрия). Её постоянно приглашают на знаменательные события и Юбилеи Дворца детского творчества как Почетного гражданина г. Дербента в Дагестан. В один из её приездов в Дербент на Юбилей, бывший мэр города Феликс Казиазмедов вручил ей диплом «Гражданина мира» и ключи от двухкомнатной квартиры. От квартиры она любезно отказалась.
      Человек в возрасте всегда считает, что обделен должным вниманием. Э. Гельберт радуется каждому телефонному звонку и встрече со знакомыми. Приятно, когда в Израиле на улице, в автобусе могут подойти незнакомые люди и сказать ей: «Мы помним и любим вас, Эльвира Юрьевна! Какое счастье встретиться с Вами!». Что для человека может быть дороже народной любви?

Подготовила Хана Рафаэль