Реформирование и цифровизацию общественного транспорта Махачкалы обсудили в Правительстве Дагестана

Под руководством заместителя Председателя Правительства РД Ризвана Газимагомедова прошло первое заседание рабочей группы по подготовке и реализации проекта комплексной реформы общественного транспорта Махачкалинской агломерации.

Открывая заседание, Ризван Газимагомедов озвучил повестку и обратил внимание присутствующих на вопросы, которые должны решаться в первоочередном порядке.

«Прошу подготовить информацию о структуре общественного транспорта города Махачкалы в виде схемы, справку об основных транспортных предприятиях, осуществляющих автобусные сообщения, а также оценку их деятельности.

Необходимо изучить госпрограмму ВЭБ.РФ на предмет обновления инфраструктуры подвижного состава городского электрического общественного транспорта. Посмотреть, что заложено, и что можно заложить по программе «Безопасные качественные дороги».

В этом году мы участвовали в мероприятии по обновлению агломерации, но не прошли отбор. Из 48 участников Махачкала заняла 28 место и не попала в программу, так как субсидии получают первые 21 агломерации. Сделав необходимые выводы, нужно проработать вопрос так, чтобы в следующем году мы могли стать участниками этой программы.»,- озвучил вице-премьер дав соответствующее поручение Минтрансу РД и администрации г. Махачкалы

О ходе разработки и утверждении дорожной карты по реализации комплексной реформы общественного транспорта Махачкалинской агломерации рассказал заместитель главы администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» Хаким Ашиков.

По его словам, процесс разделен на три этапа: создание рабочей группы для подготовки и реализации проекта комплексной реформы общественного транспорта, разработка и утверждение концепции (дорожной карты) по реализации комплексной реформы общественного транспорта г. Махачкалы и проведение конкурсных процедур по определению исполнителя научно-исследовательской работы по созданию транспортной модели, оптимизации маршрутной сети и актуализации документов транспортного планирования, включающую технико-экономическое обоснование модернизации инфраструктуры и обновления городского пассажирского электротранспорта со сроком окончания работ в 3 квартале 2023 г.

«Рабочая группа Распоряжением Правительства РД от 11 октября 2022 г. за № 457-р уже сформирована, Проект дорожной карты подготовлен и направлен в Минтранс РД на согласование, осталось провести конкурсные процедуры по определению исполнителя», — озвучил выступающий.

Также заместитель мэра отметил, что в целях выработки стратегии развития системы городского общественного транспорта, администрацией г. Махачкалы в 2018 году, утверждена комплексная схема организации транспортного обслуживания населения.

«Учитывая основные дефициты качества общественного транспортного обслуживания, указанный документ предусматривает мероприятия по оптимизации городской маршрутной сети, модернизации подвижного состава, развитию магистральных маршрутов пассажирским транспортом большого класса, а также мероприятия по строительству необходимой транспортной инфраструктуры. Речь идет о транспортно-пересадочных узлах, отстойно-разворотных площадках для организации межрейсового отстоя пассажирского транспорта, обустройстве остановок и обособленных полос движения, и, конечно техническое перевооружение троллейбусного предприятия в предприятие смешанного типа (автобусно-троллейбусное).

С учетом того, что реализация указанных мероприятий планировалась сроком на 5 лет, актуализация КСОТОН запланирована в 2023 году.

После актуализации и утверждения новой стратегии транспортного развития, на основании ее положений, администрацией г. Махачкалы будет утвержден Документ транспортного планирования регулярных перевозок на аналогичный период, в рамках которого будут запланированы соответствующие мероприятия, в части маршрутной сети», — констатировал Ашиков.

На сегодняшний день на территории Махачкалы установлено 69 регулярных маршрутов. Общая численность парка подвижного состава насчитывает чуть более 1150 транспортных средств, в том числе 34 троллейбуса. Такое количество общественного транспорта не покрывает потребности населения, поэтому вопрос реформирования транспортной системы продолжает оставаться крайне актуальным и требующим особого внимания.

В качестве решения данного вопроса, Хаким Ашиков предложил рассмотреть возможность участия Республики Дагестан в федеральном проекте «Чистый воздух» нацпроекта «Экология», который предусматривает софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с закупкой троллейбусов, автобусов на газомоторном топливе, строительством, реконструкцией, текущим и капитальным ремонтом инфраструктуры городского электротранспорта.

«Мы думаем, что участие республики в нацпроекте позволит решить существующие проблемы города, поэтому просим рассмотреть возможность участия в федеральном проекте «Чистый воздух» национального проекта «Экология».

По укрупненной оценке реализация мероприятий по закупке пассажирского транспорта (троллейбусы и автобусы) и модернизации городского троллейбусного хозяйства составит порядка 2,4 млрд. руб», — завершил свой доклад Ашиков.

Далее слово предоставили министру цифрового развития РД Юрию Гамзатову, который рассказал о создании цифровой платформы управления системой общественного транспорта в Махачкале.

Он напомнил, что в 2021 году в рамках внедрения интеллектуальной транспортной системы в Махачкале созданы 2 модуля и 7 подсистем, создан центр обработки данных и центр управления дорожным движением.

 «Эти системы охватывают несколько модулей управления общественным транспортом. В частности, в Махачкалинской агломерации внедрены модуль координированного управления движением, подсистема светофорного управления, мониторинга параметров транспортного потока и подсистема видеонаблюдения, детектирования ДТП и чрезвычайных ситуаций на дорогах региона.

Кроме того, для мониторинга общественного транспорта внедрены и функционируют модуль управления движением общественного транспорта, подсистема мониторинга перемещения общественного транспорта, подсистема обеспечения приоритетного проезда и управления маршрутами общественного транспорта, а также «умные остановки». Реализована интеграция с поставщиком навигационных данных, что обеспечивает получение сервисных данных и телеметрии транспортных средств МУП «Махачкалинское троллейбусное управление»», — озвучил министр.

Выслушав всех докладчиков, вице-премьер подвел итоги и дал ряд поручений и предложений представителям мэрии Махачкалы и курирующим направление органам исполнительной власти.  

«Администрации Махачкалы совместно с Минтрансом РД следует изучить схемы транспортного планирования, реализованных в различных городах, актуализировать, изучив их применимость и подготовить предложения по их развитию. Что касается ИТС, нужно проанализировать, насколько она может быть адаптирована к общей концепции. Мы говорили, что даже внедрение 4 этапа системы не охватывает весь город, будет охвачено только центральное ядро. Надо продумать, как решить вопрос с другими частями города, проработать вопрос финансирования, чтобы концепция была принята, и к следующему году была готова», — заключил Газимагомедов.