Традиционное Августовское совещание работников образования прошло в Дагестане

Традиционное совещание работников образования с участием Председателя Правительства Республики Дагестан Абдулмуслима Абдулмуслимова прошло сегодня в большом зале Дома Дружбы.
На совещании обсудили итоги прошедшего года, готовность к новому учебному году и реализацию национального проекта «Образование».
Открывая заседание, Председатель Правительства РД Абдулмуслим Абдулмуслимов отметил, что текущем году совещание проходит в традиционном формате и объединяет в себе Августовское совещание и заседание Совета при Главе Республики Дагестан по науке и образованию.
Он также напомнил, что Главой Дагестана 2022 год объявлен Годом образования в республике.
«Реализация всех предусмотренных мероприятий в рамках Года образования – это мощный толчок для повышения качества образования и не менее важный ресурс для развития региона. Наши приоритеты в образовании – неизменны. Это широкая, равная доступность, высокие требования к содержанию учебных программ. Создание благоприятных условий для развития талантов.
В конечном итоге все наши усилия должны быть направлены на достижение единственной цели – повышения качества образования», — сказал Абдулмуслим Абдулмуслимов.
Председатель Правительства призвал отнестись с особым вниманием к изменениям, которые произойдут в системе образования в новом учебном году.
В числе важнейших он отметил развитие гражданского и патриотического воспитания. Для этого планируется создание на территории Дагестанского института развития образования Регионального Дома «ЮНАРМИИ» на 300 мест, а также строительство еще одного «Центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» на 240 мест.
Следующей важной задачей он обозначил обеспечение педагогическими кадрами сельских местностей и малых городов и реализацию программы «Земский учитель». В 2022 году в рамках данного проекта 93 педагогам будут предоставлены единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей.
Абдулмуслим Абдулмуслимов также сообщил, что в рамках реализации проекта «Цифровая образовательная среда» 102 школы из 10 городских округов республики были оснащены современным компьютерным оборудованием. В 2022 году ожидается поставка высокотехнологического оборудования в 145 общеобразовательные организации.
Кроме того, в 2022 году в республике появится 171 современный образовательный Центр «Точка роста». Также планируется создание детского технопарка «Кванториум» на базе школы № 13 г. Каспийска.
Говоря о строительстве объектов образования, Абдулмуслим Абдулмуслимов отметил, что в текущем году при содействии федерального центра в республике проводится беспрецедентная работа по строительству образовательных организаций. В настоящее время в республике строятся 103 школы на 40 093 места и 56 детских садов на 8 088 мест, из которых в 2022 году в эксплуатацию должны быть введены 74 объекта. В рамках реализации программы «Модернизация школьных систем образования» проведена работа по капитальному ремонту 210 зданий в 191 школе республики.
В завершение Абдулмуслим Абдулмуслимов поблагодарил все педагогическое сообщество Дагестана за доблестный труд и самоотдачу.
«Уверен, дагестанским учителям по силам главная задача современного образования – воспитать поколение самостоятельных, мобильных и востребованных членов общества», – сказал Председатель Правительства.
Министр образования и науки РД Яхья Бучаев поздравил работников образования с наступающим учебным годом и отметил, что традиционное совещание работников образования является профессиональной площадкой для обмена мнениями, обсуждения планов на будущее и подведения итогов проделанной работы.
Руководитель ведомства рассказал о ключевых направлениях развития системы образования региона в 2022-2023 учебном году.
«Развитие образовательной системы Дагестана нацелено на создание равных условий для получения нашими детьми качественного образования. Создание современных условий в образовательных организациях, строительство новых зданий школ и детских садов, модернизация образовательной среды для воспитания и учебы требуют серьезных организационных и финансовых решений», — сказал он.
Отметим, общий объем средств, выделенных в 2021 году на реализацию мероприятий в сфере образования, составил 54,3 млрд рублей, в 2022 году — 66,2 млрд рублей. Из них, только на строительство объектов образования в рамках нацпроектов «Образование» и «Демография» выделено 11,0 млрд рублей.
Подводя промежуточные итоги программы капитального ремонта, министр отметил, что на сегодняшний день из 210 зданий 191 школы ремонтные работы завершены на 100% в 137 общеобразовательных организациях. По 27 общеобразовательным организациям ремонтные работы завершены на 97%-99%. По 33 объектам общий процент готовности составляет до 95%.
Говоря о реализации мероприятий национального проекта «Образование» Яхья Бучаев сообщил, что в 2022 году запланировано создание 2-х центров цифрового образования детей «IT-куб» и детского технопарка «Кванториум», а также обновление материально-технической базы отдельных общеобразовательных организаций, открытие мастерских в 4-х профессиональных организациях Республики Дагестан, оснащение и начало функционирования регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Альтаир».
Яхья Бучаев также рассказал о мерах поддержки талантливой молодежи.
«В 2022 году присуждены 32 премии победителям и призерам всероссийской олимпиады школьников, победителям олимпиад школьников I уровня, обучающимся 11 класса, получившим по итогам государственной итоговой аттестации 100 баллов, а также 3 педагогам, подготовившим победителей и призеров указанных олимпиад, на сумму 100 тыс. рублей на каждого. Указанные выплаты будут теперь осуществляться ежегодно», — сказал он.
Яхья Бучаев рассказал и о разработанных Министерством просвещения России единых рабочих программах по школьным предметам, которые имеются в свободном доступе и размещены на портале «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru.Таким образом, педагогам не придется тратить время на их разработку, а рекомендуемые программы будут едины по всей стране.
«Это очень важное решение, которого давно ждали учителя, и оно реально будет работать на обеспечение единого образовательного пространства в масштабах страны, причем не исключает творческий подход учителя к проведению урока», — отметил Яхья Бучаев.
Говоря о государственной итоговой аттестации, глава ведомства отметил, что результаты ЕГЭ по некоторым предметам за последние годы демонстрируют устойчивый рост. Так в 2022 году вырос средний балл по профильной математике на 4,3 балла, по истории — на 3,2 балла, а также — незначительно по биологии, обществознанию и химии.
Особое внимание Яхья Бучаев уделил вопросу образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Так, в рамках национального проекта «Образование» в 2020-2022 годы проведена модернизация и обновление материально-технической базы в 6 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам.
Министр также затронул вопрос дополнительного образования детей. Он призвал глав муниципальных образований, начальников управлений образований продолжить работу по увеличению охвата детей от 5 до 18 лет программами дополнительного образования, развитию инфраструктуры муниципальных центров детско-юношеского туризма, созданию театральных кружков при каждой школе, школьных спортивных клубов в каждом общеобразовательном учреждении, а также обеспечить внедрение проекта «Футбол в школе» в общеобразовательные учреждения и включение их в «Школьную футбольную лигу».
Яхья Бучаев сделал акцент на первоочередной необходимости охвата различными программами дополнительного образования детей-сирот, детей, состоящих на разных видах профилактического учета, а также детей, возвращенных из зон боевых действий.
В ходе выступления министр поблагодарил педагогов за организацию и проведение ежедневных мероприятий по патриотическому воспитанию детей. Он отметил, что в рамках гуманитарной акции «Книги Донбассу», республика направила более 8 тысяч книг детской художественной литературы.
Подводя итоги летней оздоровительной кампании, министр сообщил, что в 2022 году в республике функционировали 122 оздоровительные организации с охватом 30 700 детей. В целях повышения качества летнего отдыха детей планируется разработка программы по модернизации инфраструктуры детских лагерей.
Руководитель министерства рассказал и о реализации в республике проекта ранней профориентации учащихся 6-11 классов «Билет в будущее». Профориентационными мероприятиями только в первом полугодии 2022 года охвачено более 29 тыс. человек.
Он отметил, что в регионе также успешно реализуется федеральный проект «Молодые профессионалы». Республика получит существенную финансовую поддержку в размере более 200 млн рублей из средств федерального бюджета на создание 41 мастерской, соответствующих международным стандартам до 2024 года. Всего в Дагестане будет создано 54 мастерских.
Кроме того, в 2022 году в рамках федерального проекта «Профессионалитет» создан образовательно-производственный кластер «Сельское хозяйство» Республики Дагестан, куда входят все образовательные организации, реализующие подготовку специалистов сельскохозяйственной направленности, и представители реального сектора экономики республики.
Яхья Бучаев также напомнил, что укрепление престижа профессии учителя остаётся одним из главных приоритетов. Он отметил, что на законодательном уровне принято решение об исключении понятия «образовательная услуга» из деятельности педагога, а для ослабления бюрократической нагрузки определен перечень документации, который должен вести педагог, что позволит учителю заниматься своими прямыми обязанностями.
В рамках доклада министр также затронул вопросы формирования функциональной грамотности учащихся, обновление стандартов ФГОС, реализацию рабочих программ воспитания.
Завершая выступление, министр выразил благодарность Главе Республики Сергею Меликову за неравнодушное отношение и постоянное внимание к сфере образования, Правительству Республики Дагестан в лице Председателя Правительства Абдулмуслима Абдулмуслимова за постоянную поддержку и помощь в реализации проектов, всем работникам сферы образования — за высокий труд, самоотдачу, а общественность республики — за контроль и вовлеченность в работу системы образования.
О развитии системы образования в стране в наступающем учебном году рассказала заместитель директора Департамента в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Сачко.
«Главная задача в развитии системы образования – формирование единого образовательного пространства, создание равных образовательных возможностей для всех обучающихся. Это возможно достичь через актуализацию содержания образования с учетом научно-технологического прогресса и развития общества.
За 2021-2022 годы обновлены федеральные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, сейчас мы приступили к обновлению стандартов среднего общего образования, отвечающих самым высоким требованиям к подготовке учащихся, а также стандарта начального общего образования обучающихся с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья, стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью», — сказала она.
Среди инструментов, позволяющих создать единое образовательное пространство Юлия Сачко упомянула проект «Школа Минпросвещения России», который 1 сентября стартует в пилотном режиме.
«В проекте обозначено 8 основных направлений деятельности, по которым мы предлагаем развивать концепцию школы будущего: знание, здоровье, творчество, воспитание, профориентация, учитель, школьный климат, образовательная среда.
Сегодня определен пул школ-лидеров, которые приступают к реализации проекта с 1 сентября 2022 – 2023 учебного года», — добавила спикер.
Ректор Дагестанского института развития образования Гульнара Ахмедова представила доклад на тему реализации эффективной кадровой политики в региональной системе образования, основные цели и задачи которой отражены в Концепции развития образования республики на период до 2030 года. Она отметила, что понимание достоинств и недостатков кадровой политики, путей её оптимизации обусловлено не только теоретической аргументированностью, но практической необходимостью.
«В течение последних двух лет на федеральном уровне был принят ряд фундаментальных документов, регламентирующих государственную политику в сфере управления системой образования. 1 марта текущего года вступил в силу приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». Очень важно, чтобы нынешние руководители образовательных. Организаций соответствовали ему.
Для обеспечения единого подхода к назначению руководителей образовательных организаций республики Министерством образования и науки Дагестана разработано Соглашение о единой кадровой политике в сфере образования», — сообщила Гульнара Ахмедова.
Отметим, в рамках Соглашения учредители организуют проведение аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций на базе ДИРО с использованием Системы аттестации педагогических работников (САПР).
Кроме того, для формирования резерва управленческих кадров в сентябре 2022 года планируется реализация республиканского проекта «Лидеры образования», который даст возможность выпускникам вузов, руководителям среднего звена и простым педагогам проявить себя в области управления, планирования, проектирования, анализа, антикризисного менеджмента, а финалисты пройдут стажировку на базе лучших образовательных организаций.
Начальник методического управления Центра просветительских инициатив Министерства просвещения РФ Лукутин Андрей рассказал о Всероссийском конкурсе «Учитель года России»
Он отметил, что в этом году конкурс пройдёт в 33 раз, а его столицей станет город Тюмень.
«Главный слоган конкурса — «Учить и учиться» — то, чем занимаемся все мы, учителя. Это значит, что останавливаться нельзя. Необходимо учиться, использовать все имеющиеся инструменты и механизмы, ставить цели, задачи и, самое главное, получать результат. Только так можно создать хорошую команду, работающую на благо системы образования», — сказал он.
Отметим, заключительный этап конкурса «Учитель года России – 2022» пройдёт с 20 сентября по 5 октября.
Учитель русского языка и литературы Многопрофильного лицея №14 г.Каспийска, победитель республиканского этапа Всероссийского конкура «Учитель года России – 2022» Олеся Петрова рассказала об особенностях идеологической воспитательной работы с детьми и педагогическими работниками в образовательных организациях республики.
«24 июня 2022 года была одобрена примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. В её основе лежит приоритет общенациональных российских ценностей, единство и преемственность образовательного процесса на всех уровнях образования», — сказала она.
Олеся Петрова напомнила, что в апреле 2022 года Республика Дагестан вошла в число 35 регионов по внедрению должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Количество пилотных школ-участников проекта составило – 477, подано 2230 заявок на замещение должности советника директора по воспитательной работе. В настоящее время 1138 победителей проекта проходят обучение на платформе Корпоративного университета, для дальнейшего трудоустройства в школах республики.
Министерством образования и науки региона с 1 сентября 2022 года в дагестанских школах запускается масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговор о важном». Центральными темами его станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология.
Кроме того, для изучения истории государственных символов Российской Федерации в образовательных организациях республики еженедельно будет осуществляться церемония поднятия Государственного флага и исполнения Государственного гимна Российской Федерации.
В своём докладе она также отметила важность просветительской работы с родителями. В настоящее время в республике идет формирование республиканского родительского совета при Министерстве образования и науки РД.
По словам Олеси Петровой особое внимание уделяется адаптации детей мигрантов и их социализации, оказанию поддержки в образовательном процессе. Так, в общеобразовательных организациях Республики Дагестан в 2021-2022 учебном году обучалось 940 несовершеннолетних иностранных граждан.
Учитель английского языка школы №12 г. Дербента, член Всероссийского экспертного педагогического совета Аида Касумова рассказала об использовании федеральной государственной информационной системе «Моя школа» в образовательных организациях Дагестана.
Она отметила, что одной из национальных целей развития России на период до 2030 года определена цифровая трансформация. В ходе цифровой трансформации отрасли «Образование» ожидается формирование цифровой образовательной среды.
«Центральным звеном формирующегося цифрового образовательного пространства станет федеральная государственная информационная система «Моя школа». Это система, которая на сегодняшний день является необходимой для организации качественного и эффективного образовательного процесса, которая объединит всех участников в одно образовательное поле как на уровне одной школы, так и на уровне региона и всей страны в целом», — сказала она.
Внедрение платформы «Моя школа» происходит в рамках мероприятий национального проекта «Образование». Доступ к ней для учеников, родителей и учителей откроется с 1 сентября 2022 года.
Одним из важнейших компонентов платформы «Моя школа» является программа «Сферум». В данном компоненте реализованы все возможности дистанционного образования, удаленной работы. В настоящее время к платформе «Сферум» по республике подключены 1370 школ и зарегистрированы более 265 тысяч пользователей.
«Цифровые технологии не заменяют традиционную систему образования, а дополняют ее, делая эффективнее и качественнее», — отметила Аида Касумова.
По итогам Августовского совещания была принята резолюция, в которой определены основные меры для обеспечения стратегического развития региональной системы образования в 2022-2023 учебном году.
Заседание завершилось церемонией вручения государственных и ведомственных наград Республики Дагестан работникам образования РД.
Далее совещание продолжилось работой секций на площадках Дагестанского института развития образования, Дагестанского государственного педагогического университета, Центра опережающей профессиональной подготовки на базе Технического колледжа Р.Н. Ашуралиева, Республиканского центра образования, Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей и Малой академии наук. Отметим, в этом году с учётом секций в традиционном совещании приняло участие более 800 человек.