«Поэзия как судьба»

Со 2 апреля 2022 года в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы представлена книжная выставка «Поэзия как судьба», посвященная 110-летию со дня рождения татского поэта и переводчика Мануваха Мардахаевича Дадашева.

Родился Манувах Дадашев в 1912 году в г. Дербенте. Окончил школу, затем рабфак МГУ. Окончил Коммунистический институт журналистики, в предвоенные годы учился в Дагестанском педагогическом институте. Участник первого Вседагестанского съезда писателей. В 1936 году был членом Правления Союза писателей Дагестана. Член Союза писателей СССР с 1936года. Работал редактором Даггиза, позже — научным сотрудником Института истории, языка и литературы Дагестанской базы АН СССР.

Татская литература — одна из литератур народов многонационального Дагестана — горских евреев, говорящих на татском языке. Литература горских евреев вышла на всесоюзную арену, вошла в справочники, антологии и истории литератур Дагестана и страны. Татская литература вместе со всеми литературами Дагестана входит в многонациональную литературу бывшего СССР, представляющую собой не механическую сумму отдельных литератур, а своеобразный художественный феномен, сочетающий общность высоких гуманистических устремлений с многообразием индивидуальных и национально-художественных черт. Причем каждая из литератур Дагестана, восполняя себя в другой литературе, выступает целостно в общедагестанской национально-художественной общности и поэтому успехи, в том числе и творческие достижения татских писателей, воспринимаются как общее культурное и духовное достояние. Развитию литературы способствовал выпуск различных изданий — от газет до брошюр и книг. С этим связано возникновение новых имен, в частности, творчество Мануваха Дадашева . Значительное место в творчестве поэтов этого времени занимает проблема распада традиционного жизненного уклада горских евреев, которая часто раскрывается в сюжетах о приобщении еврейки – горянки к советской действительности. Теплым лиризмом и стремлением к психологизму в разработке женской темы выделяется поэма М. Дадашева «Два письма» (1934). Уже тогда поэма вносила в татскую поэзию свежую струю, открывая перед поэзией новые возможности художественного изображения внутреннего мира героев. Фронтовые « Письма» продолжают эту традицию, доносят до читателя живой голос поэта, его интонацию непринужденной беседы, подкупают искренностью выражения, раскрывают его раздумья и чувства. Опубликовано было четыре «Письма», последнее из которых датировано 23 августа 1943 года. Каждое из писем представляет собой маленькую новеллу о фронтовиках, постепенно углубляя и расширяя представление о характере самого поэта—воина и человека. Здесь лирический герой и автор слитны. Его образ вырисовывается конкретно и зримо. Без показного пафоса рассказывает автор о себе и о своих боевых товарищах, о трудностях и неожиданностях фронтовой обстановки. О себе он больше говорит с юмором, о своих боевых товарищах- с восхищением. Сочетание зарисовок боевых эпизодов, порой трагических и героических, порой юмористических, с исповедальной тональностью придают многозвучность интонации «Писем» М. Дадашева.

Письма его, как и народная сказка, никогда не знали уныния. Вот как Манувах пишет осенью 1942 года в самые тяжелые для всех дни: Друзья! Больше трех месяцев я не подавал вам вестей о себе, а я знаю, как это тревожно в наши тяжелые дни. Представляю ваши вытянутые физиономии—думали: погиб, паренек, а , честное слово, был уж не такой он плохой… Нет жив Манувах! Жив и будет жить, чтобы обязательно увидеть победу. И не только увидеть, но и самому ее добывать. Так до конца и шел по фронтам чудесный человек и отзывчивый друг Манувах, неся в своем горячем сердце любовь к жизни и любовь к поэзии и сказке своего народа.

В 1933 году в Москве выходит сборник стихотворений Миши Бахшиева и Мануваха Дадашева. В 1936 году М. Дадашев был избран членом президиума Союза писателей Дагестана. Он становится центральной фигурой в литературе на татско-еврейском языке. Позже он посвятил себя сбору фольклора горских евреев и вместе с Хизгилом Авшалумовым опубликовал сборник народных сказок и легенд под названием «Татский фольклор». В начале 30-х годов XX века в Даггизе вышла его первая поэтическая книга – поэма «Два письма». В последующие годы в дагестанских издательствах вышло несколько сборников его стихов.

М. Дадашев — участник Великой Отечественной войны. На фронт пошел добровольцем. Имел боевые и правительственные награды. В августе1943 года в бою за освобождение Донбасса старший лейтенант, политрук батальона М. Дадашев погиб от пули вражеского снайпера. Ему шел тридцать первый год. У него было столько планов, столько надежд… Почти все они были связаны с литературой.

Из дальних окопов, сквозь грохот войны
Стремлюсь я в родимые дали.
Мы туры твои и твои мы орлы,
И клятву на верность мы дали.
Неправда что горец в походе устал,
Наш гнев и священ и неистов:
На горные склоны твои, Дагестан,
Умрем, но не пустим фашистов.

В послевоенные годы произведения М. Дадашева неоднократно помещались на страницах антологий татской и дагестанской литератур, в альманахах и поэтических сборниках. В 1969 году в Дагестанском книжном издательстве вышла его книга стихов «Пламя Октября».
Литература, представленная на выставке:

  1. Татские народные сказки. Сборник; сост. СП Дагестана. — Махачкала: Даг. кн. изд-во,1991. — 176с.
  2. Дадашев М. Стихи. – Махачкала: Даггиз, 1936. – 68с.
    3.Сборник татского фольклора. — Махачкала: Даггосиздат, 1940. – 195с.
  3. Дадашев М. ШэгIмелей Октябрь. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968. — 49с. (Факел Октября).
  4. Назаревич А.Ф. В мире горской сказки. (Дагестанские тетради). Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1962. — 365с.
  5. Мусаханова Г.Б. Татская литература. (Очерк истории. 1917-1990): / Российск. АН. Даг. науч. центр. Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1993. — 356с.
  6. Оборванные струны. / Составитель М. М. Митаров. Махачкала: Дагестанское учебно-педагогическое издательство, 1971. — 144с.

Т. Гасанбекова, гл. библиотекарь отдела краеведческой
 и национальной литературы