На дорогах Махачкалы появляется интеллект

В Махачкале продолжается работа по улучшению дорожной инфраструктуры. В том числе речь идет о внедрении интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая призвана снизить количество пробок на дорогах и повысить безопасность движения. В этой работе городским властям готовы помочь не только профильные специалисты, но и местные жители.

РЕШЕНИЯ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ

Мнение экспертов – это хорошо, но не менее важно слушать и горожан. Из этих соображений Национальный автомобильный союз (НАС) провел в Научной библиотеке ДГУ в Махачкале хакатон по вопросам развития транспортной системы столицы Дагестана, пригласив студентов учебных заведений республики.

В мероприятии приняли участие студенты ДГУ, ДГУН и Автомобильного колледжа. Они поделились на несколько команд и в течение получаса готовили свои предложения по решению застарелых проблем транспортной инфраструктуры Махачкалы. Результатом мозгового штурма стали конкретные предложения, которые огласили спикеры команд.

Молодые люди озвучили свои идеи по уменьшению количества автомобильных пробок, улучшению работы светофорных объектов, устранению стихийных парковок. Ребята также предложили организовать дорожное движение с учетом реального трафика, ограничить движение грузового транспорта в дневное время и т.д. Даже прозвучало предложение запустить электрички между Махачкалой и Каспийском.

Хакатон проходил в формате соревнования, и лучшим эксперты признали блок предложений команды исторического факультета ДГУ. Ребята акцентировали свое внимание на развитии общественного транспорта.

НАГЛЯДНЫМ ПРИМЕРОМ ТОГО, КАК ЭФФЕКТИВНО МОЖНО УПРАВЛЯТЬ ТРАФИКОМ В ЧАС ПИК, СТАЛО ПЕРЕСЕЧЕНИЕ УЛИЦЫ М. ЯРАГСКОГО И ПРОСПЕКТА Р. ГАМЗАТОВА – ОДИН ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ УЧАСТКОВ СТОЛИЦЫ ДАГЕСТАНА.

«Историки» считают целесообразным внедрить в Махачкале бесплатные пересадки. Спикер команды привел пример: чтобы добраться из Редукторного поселка на проспект Акушинского, нужно сделать пересадку и второй раз оплачивать проезд. Чтобы избегать этого, команда предлагает дать горожанам возможность сделать бесплатную пересадку, например, на троллейбусном кольце.

Также команда истфака предложила разработать в Махачкале новую схему маршрутов, чтобы устранить их дублирование и тем самым разгрузить дороги. Были озвучены и другие предложения: замена «Газелей» на низкопольные автобусы, обновление парка троллейбусов, выделение отдельной дорожной полосы для общественного транспорта, повсеместное внедрение системы безналичной оплаты проезда, обустройство остановочных павильонов.

Стоит признать: ребята показали глубокую вовлеченность в тему и желание поспособствовать в решении дорожно-транспортных проблем города.

МАХАЧКАЛА – ПИЛОТНЫЙ ГОРОД НА КАРТЕ НАС

Содействие устойчивому развитию автомобильной индустрии и повышению комфорта владения автомобилем в России – так обозначает Национальный автомобильный союз цель своего существования. За несколько дней до проведения хакатона вице-президенты НАС Антон Шапарин и Ян Хайцеэр провели в Махачкале полевое исследование, в результате чего подготовили комплекс мер по улучшению ситуации на дорогах города. Свои предложения они направили руководству республики.

О проводимой работе по окончании хакатона мы поговорили с вице-президентом НАС Антоном Шапариным.

– Антон Владимирович, НАС выбрал Махачкалу как пилотный город для исследования транспортной ситуации и разработки решений для проблемных зон. Почему начали именно с Махачкалы?

– Мы начали с Махачкалы, потому что это один из самых быстрорастущих городов России. Помимо Дагестана, будет еще несколько регионов, куда мы бросим интеллектуальные силы. В результате мы подготовим для органов власти предложения, которые позволят им как улучшить жизнь населения, так и получить дополнительные средства из федерального бюджета. У нас была насыщенная деловая программа, мы встретились со многими лицами из числа принимающих решения. Мы надеемся, что наши предложения и предложения, которые озвучили ребята, будут услышаны.

– Вы изучили ситуацию в Махачкале. Какие выводы, наблюдения?

– Первое и самое главное наблюдение – это открытые, интересные, яркие, дружелюбные люди, которые хотят работать на улучшение города. Мы это видим здесь и сейчас.

Второе – мы понимаем, что Махачкала может использовать эффект низкого старта, когда долгое время практически ничего в этом направлении не делалось, а сейчас можно применить лучшие технологии, лучшие практики, внедренные в других российских городах. Есть конкретные «болевые» точки, которые тормозят город, и, если решить там проблемы, ситуация выйдет на качественно новый уровень.

– Как оцениваете инициативы участников хакатона?

– Очень признателен, очень благодарен ребятам. Вижу безумную активность и желание помогать своему городу. И понимаю, что с такими ребятами город будет меняться в лучшую сторону.

– Каков дальнейший путь озвученных студентами предложений?

– Мы соберем эти предложения, сформируем их в виде официальных писем от Национального автомобильного союза на имя главы республики и мэра Махачкалы, и будем надеяться, что они прислушаются к нашим предложениям и предложениям ребят.

БУДЕТ КАК В ПОДМОСКОВЬЕ?

С ноября прошлого года на территории Махачкалинской агломерации идет внедрение ИТС. В рамках этой работы на сегодня уже модернизировано 23 светофора. В процессе обновления установлены видеодетекторы транспорта, камеры видеонаблюдения.

Автоматизированная система управления дорожным движением способна автоматически менять продолжительность фаз светофоров в зависимости от интенсивности транспортного потока. Например, если одна полоса более загружена, то там «зеленый» будет гореть дольше, что позволит увеличить пропускную способность поперечного потока.

Также по двум ключевым улицам города – проспектам Петра I и Расула Гамзатова – компания «Урбантех» запустила «зеленую волну». Это значит, что светофоры здесь синхронизированы: они поочередно включают разрешающие сигналы для основного направления из области в центр в утренний час пик и из центра в область вечером.

Наглядным примером того, как эффективно можно управлять трафиком в час пик, стало пересечение улицы М. Ярагского и проспекта Р. Гамзатова – один из самых сложных участков столицы Дагестана. Светофор на перекрестке теперь подключен к ИТС, и благодаря данным с детекторов транспорта, которые поступают в режиме реального времени, удается подобрать оптимальное время горения сигналов светофора. Это позволяет перекрестку «не завязываться в узел».

Кроме того, как анонсировал мэр Махачкалы Салман Дадаев, в рамках внедрения ИТС в городе скоро появятся и «умные остановки». Они будут оборудованы дополнительными функциями. В частности, пассажиры смогут видеть маршруты общественного транспорта на специальных сенсорных табло.

Эксперты отмечают: важно интегрировать в ИТС как можно больше светофоров, и тогда система сможет «оживать» транспортные потоки в Махачкале. Например, в Московской области благодаря внедрению этой системы на 20% сократилось время пребывания в пробках, на 25% увеличилась пропускная способность дорог. Такой положительный эффект ждет и столицу Дагестана.

Зиявутдин ГАДЖИАХМЕДОВ