«Закон о воспитании», воспитательная работа педагогов совместно с родителями, сохранение ценности дошкольного образования и знакомство дошколят с миром экономики обсудили на экспертной сессии «Дошкольное образование»

В рамках ежегодной республиканской конференции работников образования Министерством образования и науки Республики Дагестан была организована работа площадки экспертной сессии «Дошкольное образование».

В Минобрнауке РД собрались специалисты муниципальных органов управления, курирующие вопросы дошкольного образования. Темой встречи стали вопросы разработки и реализации программ воспитания в дошкольных образовательных организациях Дагестана, внедряемые с 1 сентября 2021.

На экспертной сессии выступили начальник отдела дошкольного образования Минобрнауки РД Хадижат Алиева, заместитель декана по научной работе и информатизации ДГПУ Диана Гасанова, заведующая кафедрой дошкольного образования ДИРО Залиха Идрисова и главный специалист Дербентского городского УО Инга Гаджиева.

Начальник отдела дошкольного образования Минобрнауки РД Хадижат Алиева говорила об изменениях, внесённых в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Условно эти изменения называют «закон о воспитании».

Данные изменения направлены на достижение целей: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ разработана Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Она предусматривает разработку рабочей программы воспитания на основе требований ФЗ от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

На законодательном уровне принято решение, согласно которому педагог может не писать многостраничные рабочие программы, а воспользоваться готовыми типовыми.

У образовательной организации есть возможность не разрабатывать отдельную учебно-методическую документацию, а применять примерные программы образовательной и воспитательной работы. Вместе с тем, по желанию педагоги могут написать и свою продвинутую.

Таким образом, образовательной организации предоставлена возможность выбора: если она работает по типовому документу, педагогам не надо ничего писать, если предпочтет работать по своей программе, необходимо будет её разработать.

Заместитель декана по научной работе и информатизации ДГПУ Диана Гасанова рассказала о привлечении родителей к реализации задач воспитания дошкольников в современных условиях.

Воспитательную работу с детьми педагоги должны проводить совместно с родителями. Разработанные проекты программы воспитания и календарного плана необходимо представить совету родителей и учесть их мнение.

Согласно Примерной программе, главные ценности, которые должен освоить современный дошкольник, – это ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Они находят свое отражение в основных направлениях работы ДОО: патриотическом, социальном, познавательном, трудовом, этико-эстетическом, физическом и оздоровительном.

Заведующая кафедрой дошкольного образования ДИРО Залиха Идрисова обсудила вопросы управления качеством дошкольного образования: современные векторы развития.

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача — построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду. С точки зрения современных научных подходов качество образования характеризуется через совокупность критериев-условий образовательного процесса и результатов этого процесса.

С презентацией опыта введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации поделилась главный специалист Дербентского городского УО Инга Гаджиева.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Ведь малыши так или иначе оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя – преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

С миром экономики дети знакомятся в детском саду в старшем дошкольном возрасте, именно в это время педагогу следует заняться разработкой эффективных практик на данную тему. На познавательных занятиях воспитанники получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают, что представляют собой деньги, реклама.

Между тем намного раньше финансовая сторона жизни затрагивается в детских сюжетно-ролевых играх: ведь ещё в младшей группе все дети играют в магазин, кафе, парикмахерскую, то есть примеряют на себя роли продавца и покупателя.