Открытое письмо депутата Умаханова к Путину В.В.

Уважаемый Владимир Владимирович!

02 августа 2019 года принят Федеральный закон № 320-ФЭ «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах». Данным Федеральным законом члены отрядов самообороны Республики Дагестан, принимавшие участие в боевых действиях в августе-сентябре 1999 года в Республике Дагестан, отнесены к ветеранам боевых действий.

Принятие данного Федерального закона стало реальным благодаря Вашему личному вниманию, которое ценят все ополченцы и весь народ Дагестана.

Федеральным законом была дана высокая оценка подвигу народа Дагестана, впервые после Великой Отечественной войны, на добровольной основе народного ополчения, исполнившего свой конституционный долг по защите Отечества.

Эту оценку подвига дагестанского народа Вы неоднократно выражали, начиная с августа 1999 года, когда впервые лично прибыли для поощрения нашего геройского народа в Ботлихский район Дагестана, и в последующие встречи с героями-ополченцами на «прямых линиях», при открытии памятника подвигу народного ополчения в Ботлихе в августе 2019 года.

Согласно официальной информации, поступившей от Главы Республики Дагестан при принятии законопроекта (на тот момент В.А.Васильев), численность членов отрядов самообороны Республики Дагестан, на которых подлежало распространение статуса ветеранов боевых действий, составило 12241 человек. По сведениям Минобороны России в зону боевых действий входили Ботлихский, Цумадинский, Новолакский, Казбековский районы Республики Дагестан.

По информации Минтруда России в Республику Дагестан были оперативно к 23 октября 2020 года направлены первые 10000 экземпляров бланков для выдачи членам отрядов самообороны Республики Дагестан.

Правительство Российской Федерации постановлением от 19.12.2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (с изм. от 03.02.2020 г.) выдачу удостоверений ветеранов боевых действий названной категории граждан возложило на исполнительные органы власти Республики Дагестан, на основании принимаемых ими решений.

Но в Республике Дагестан процесс выдачи удостоверений был организован вопреки нормам Федерального закона № 320-ФЭ «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».

Прежним Правительством Республики Дагестан было принято распоряжение Правительства Республики Дагестан от 02.09.2019 г. № 245-р, согласно которому в перечень лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан, включаются только лица:

  • получившие за участие в боевых действиях государственные награды;
  • получившие в ходе боевых действий ранения и увечья.

При этом был полностью проигнорирован опыт большой работы, проводимый Правительством Республики Дагестан в период 2010-2014 годов по установлению ополченцев, принимавших участие в боевых действиях. Уже в тот период распоряжением Правительства Республики Дагестан от 21.02.2012 г. № 8-рп была образована правительственная комиссия, которая подробно выявила вышеназванную численность ополченцев, участвовавших в боевых действиях в августе-сентябре 1999 года.

Протоколом заседания от 20.07.2010 г. в Минтруде Республики Дагестан по вопросу обобщения материалов об участии ополченцев в боевых действиях, протоколом заседания названной комиссии от 28.03.2012 г. были установлены основания для включения ополченцев в перечень лиц, принимавших участие в боевых действиях. К ним относились: изучение документов и материалов, в том числе, видео и фотоматериалов, свидетельские показания очевидцев и лиц, чьё непосредственное участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны является общепризнанным и неоспоримым.

Такие основания были обоснованы, если учесть, что с начала боевых действий в течение первых десяти дней федеральные войска отсутствовали и членам отрядов самообороны пришлось лицом к лицу столкнуться с международными бандформированиями. И они обеспечили, что враг не смог в эти первые дни и в последствии пройти через Ботлихский, Цумадинский, Казбековский, Новолакский районы.

Все ранее наработанные положительные и объективные способы установления лиц, участвовавших в боевых действиях, предыдущим Правительством Республики Дагестан не включены в соответствующее распоряжение для реализации Федерального закона № 320-ФЭ «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».

При этом, созданная для оптимизации этих решений постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.08.2019 г. № 208 республиканская правительственная комиссия, по непонятным причинам возглавляемая Председателем Народного Собрания Республики Дагестан, бездействует и не выходит перед Правительством Республики Дагестан с инициативами создания объективных условий для включения в Перечень лиц, участвовавших в боевых действиях, ополченцев, не имеющих государственных наград и ранений.

Более того, комиссия подвергает ревизии и сомнению установленную Правительством Республики Дагестан численность членов отрядов самообороны Республики Дагестан в 12241 человек, участвовавших в боевых действиях. Вместо оформления документов на выдачу им удостоверений ветеранов боевых действий, комиссия направляет списки ополченцев для подтверждения их статуса в органы, которые не вели ни их численный учёт, ни учёт их участия в боевых действиях. По сути, комиссия заводит в тупик реализацию Федерального закона и процесс выдачи удостоверений ветеранов боевых действий.

Тем не менее, в распоряжении районных комиссий находятся выписки из документов, опубликованные в августе-сентябре 1999 года официальные сведения об участии ополченцев в боевых действиях. Все действовавшие в августе-сентябре 1999 года командиры отрядов составили подробные донесения об участии в боевых действиях ополченцев, находившихся под их командованием. В сегодняшние дни правительственная комиссия игнорирует эти документы и бездействует, чем ограничивает право ополченцев на получение статуса ветеранов боевых действий.

Такое поведение республиканской комиссии создаёт напряжение между членами отрядов самообороны, награждёнными государственными наградами, и теми, кто их не получил. В преддверие 22 годовщины народного подвига люди находятся в недоумении — неужели только 500 награждённых ополченцев имеют право достойно праздновать эту дату? Имеют ли отношение к народному подвигу остальные свыше 11000 членов отрядов самообороны Республики Дагестан?

Уважаемый Владимир Владимирович! Члены отрядов самообороны и через двадцать два года помнят, как Вы справедливо заметили при вручении государственных наград в августе 1999 года в Ботлихе, что «в сложившейся
ситуации народного подвига не может быть «особо отличившихся» для вручения государственных наград. Все ополченцы особо отличились и достойны признания и награды».

Сегодня эти Ваши слова забыты теми должностными лицами, которые тогда сопровождали Вас, а ныне возглавляют республиканские органы власти и комиссии, которые обязаны в полном объёме реализовать Федеральный закон для всех 12241 членов отрядов самообороны Республики Дагестан.

Как автор законопроекта считаю, что ранее наработанный в период 2010-2014 годов Правительством Республики Дагестан порядок установления лиц, участвовавших в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан, через работу районных комиссий, свидетельские показания командиров отрядов самообороны, должен стать равнозначным условием включения в перечень лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан из зоны боевых действий — Ботлихского, Цумадинского, Новолакского, Казбековского районов Республики Дагестан.

Не позволительно, чтобы один человек, хотя бы и Председатель Народного Собрания Республики Дагестан, блокировал реализацию Федерального закона и лишал ополченцев права на достойное отношение к ним государства!

Уважаемый Владимир Владимирович! В очередной раз требуется Ваше личное участие для защиты чести и достоинства тех, кто в августе-сентябре 1999 года рисковал своей жизнью при защите конституционного строя и территориальной целостности России.

Я возлагаю большие надежды на новое руководство Республики Дагестан, которое, при Вашей поддержке, уверен, способно исправить проблему ограничения действий норм Федерального закона, искусственно созданную Председателем Народного Собрания Республики Дагестан.