Жизнь под прицелом

«Если в начале пьесы на стене висит ружьё, то к концу оно должно выстрелить» — со знанием дела писал великий русский драматург Антон Павлович Чехов. И это по законам драматургии. Однако реальная жизнь немногим отстаёт от данного литературного жанра.

Особенно, когда речь идёт о взаимоотношениях в семье, нередко обретающих драматический характер. И если девушку угораздило выйти замуж за агрессивного человека, то её судьбу можно охарактеризовать как жизнь под прицелом. И, в конце концов, «ружьё всё-таки выстрелит»…

Страшная трагедия на прошлой неделе произошла в Дербенте: между 37-летней женщиной и ее 38-летним супругом вспыхнула ссора. Казалось бы, вполне обыденная ситуация, но во время скандала мужчина ударил свою жену ножом в спину. Исподтишка, не дав никакого шанса для сопротивления. Рана, к великому сожалению, оказалась смертельной. Но на этом драма не завершилась: через три часа после того, как мужчина совершил убийство, он сам был обнаружен мертвым. По предварительной версии, он бросился с девятого этажа, видимо, осознав содеянное.

Несколько лет тому назад нечто подобное уже происходило в Дербенте: житель города убил свою бывшую жену и дочь, которой исполнилось лишь 1 год и 2 месяца, а после – зарезал себя.

О последнем случае, где, к счастью, обошлось без детоубийства, люди в социальных сетях оставляют противоречивые комментарии. Кто выражает ужас по такому поводу, а кто-то делает скороспешные выводы о неверности супруги, поплатившейся именно по этой причине. Но таким «праведникам» невдомёк, что даже этот факт не даёт право лишать жизни человека, тем более матери твоих же детей. А когда безжалостно убивают и ребёнка, которого нельзя ни в чём заподозрить, то это становится поводом для здравых размышлений.

По статистике, в нашей стране каждый третий мужчина страдает расстройством, обуславливающим тиранию по отношению к своим близким. Правда, больше страдает его окружение, нежели он сам, потому как такие психотипы, как правило, считают себя во всём правыми и безукоризненными. В других странах с этим распространённым явлениям как-то борются, а у нас – пока эта тема остаётся на уровне бытовых разговоров. Уголовные дела, связанные с насилием в семье, в силу некоторых обстоятельств заводятся неохотно. Но и так продолжаться не может: каждые сорок минут гибнет в России женщина. По данным общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС), жертвой избиения со стороны мужчины становится каждая 5-я женщина в России, или около 16 млн человек. 15 381 случай бытового насилия зарегистрирован в МВД России с января по сентябрь прошлого года. Хотя и эти цифры не отражают реальной картины происходящего, так как не все идут жаловаться, опасаясь огласки и находясь в эмоциональной или финансовой зависимости от своего мучителя. Жертвы, как правило, воспитаны таким образом, что ощущают прежде всего себя виноватой во всём, что очень поддерживается тиранами. При этом дети подвергаются сильным психологическим травмам, которые дают последствия и на физическом уровне, не говоря уже о том, что они превращаются в робких, апатичных и нередко пугающихся создать свою семью.

Отечественные законотворцы всё-таки к пришли к выводу о том, что нужно всё упорядочить в этом деле. И создали законопроект, который вынесли на всеобщее обсуждение, опубликовав на официальном сайте Совета Федерации в конце ноября 2019. Данным вопросом задались все больше российских граждан, неравнодушных к предлагаемым способам решения острой проблемы.

На данный законопроект уже поступило 11 186 комментариев, значительная часть из которых призывает переписать закон или вовсе отказаться от него.

Инициатива законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия появилась еще в 2016 году, но была отклонена в первом чтении и отправлена на доработку еще на три долгих года. Нынешняя версия разработана депутатом ГД Оксаной Пушкиной и общественными организациями по защите женских прав.

По их задумке, проект должен был стать спасением для тысяч российских семей, регулярно страдающих от физического и психологического насилия. Однако у проекта нашлись противники в лице ЛДПР, ряда консервативных движений, да и просто рядовых граждан.

К сожалению, в нашем законодательстве толковое разъяснение понятия «домашнее насилие» отсутствует. Что принимать за таковое? Избиение, психологическое или сексуальное насилие, которое сложно зафиксировать в отношениях между супругами или сожителями? Вот и получается, что никто ничего не знает, и от этого становится еще страшнее.

После публикации законопроекта на сайте Совета Федерации авторский коллектив заявил, что итоговая версия документа с ним не была согласована. По словам главы Центра защиты пострадавших от домашнего насилия Мари Давтянон, он стал свидетельством «заигрываний Совфеда с разного рода радикальными консервативными группами», хотя, «надо было думать не о том, как уважить людей, которые видят в насилии скрепу, а как защитить тех, чьи жизнь и здоровье в опасности».

Во-первых,термины «насилие» и «угроза» не определены точно, дают множество вариаций, в том числе ненаказуемых. В закон не включен такой вид насилия, как побои, поэтому жертвы избиений автоматически не считаются пострадавшими.

Во-вторых, люди, не состоящие в браке, не защищены этим законом – он поддерживает только людей в браке, бывших супругов и живущих вместе родственников, в том числе и не кровных.

В-третьих, жертва насилия обязана самостоятельно заявлять об угрозах, тогда как абьюзивные отношения зачастую подавляют волю потерпевшего и лишь окружающие могут сказать, что что-то не так. Сейчас они имеют на это право лишь в том случае, когда человек находится в беспомощном или зависимом состоянии.

Перечисленные недостатки проекта – не единственная причина недовольства многих граждан. Часть из них возмущает само существование закона, который будет отделять домашнее насилие от насилия вообще, часть – что государство будет грубо лезть в дела семьи, часть – что теперь женщины смогут манипулировать своим правом на защиту.

Очевидно, что закон в этой версии навряд ли будет принят: против не только граждане, но и региональные общественные палаты, 70% которых отрицательно отнеслись к проекту в его опубликованном варианте.

В Общественной палате России продолжаются дискуссии, в которых учитывается мнение россиян, проголосовавших в онлайн-опросе. Дальше законотворцы с большой долей вероятности сядут за правки. Положить закон на полку не получится – слишком уж всколыхнула эта тема всю страну, да и люди, которые создали эту инициативу, не дадут ей пропасть.

Однако достигнута одна важная цель – о бытовом насилии в России наконец-то заговорили. Центры защиты жертв развиваются, медиа все активнее освещают эту стыдливую в прошлом тему, а это значит, что ситуация сдвинулась с мертвой точки.

Законы, защищающие население от домашнего насилия, действуют в 127 странах мира. Например, в США эти функции выполняют центры психологической помощи, где жертвы насилия могут найти убежище на несколько месяцев. Они могут начать жизнь заново – получить образование, работу.

Во Франции законы в отношении «кухонных боксеров» – одни из самых суровых в Европе. Там закон всегда на стороне жертвы, тогда как преступник может получить до 3 лет лишения свободы и штраф 45 тысяч евро. Кстати, под термином «насилие» в Пятой республике понимают не только избиение, но и причинение вреда психике, тогда как физическое воздействие еще больше отягчает приговор. Кстати, для тех, кто стал свидетелем насилия над детьми, но не сообщил в полицию, уготовлена не менее суровая мера – до двух лет тюрьмы.

Практика других стран показывает, что наличие такого закона сокращает случаи бытового насилия от 20 до 40%. Эта мера в разы эффективнее, чем отдельные статьи из существующего законодательства.

Есть, конечно, и обратная сторона у этой медали, которая замалчивается по понятным причинам. На самом деле, не только женщины становятся жертвами домашнего насилия.Уже и мужчины страдают от женской агрессии, тщательно скрывая этот факт, боясь выглядеть слабыми. И если они обратятся за помощью в полицию, то нетрудно вообразить себе, как там к этому отнесутся. Но факт остаётся фактом. К примеру, в Великобритании статистика за прошлый год назвала потрясающую цифру: от домашнего насилия со стороны слабого пола пострадали 786 тысяч мужчин. Среди них есть успешные банкиры и даже полицейские. При этом исследования экспертов в области психологии дало неожиданный результат: женщины более чем мужчины склонны к агрессии и тотальному контролю в отношении партнеров.

Вполне ожидаемо, что над законопроектом придётся попотеть, и он не сможет полностью удовлетворить все общественные запросы. Но есть божественные законы, которые очень просты: жена должна уважать своего мужа, а он относиться к ней как к хрупкому сосуду. И в таком случае не нужно будет придумывать никаких наказаний, а дети не останутся сиротами по вине своих родителей, а то и не лишатся жизни. Но это в идеале….

Карина М.